На днях в Тибетском автономном районе Китая вспыхнули массовые беспорядки. Мирные шествия буддистских монахов вылились в бесчинства, повлекшие многочисленные жертвы. Эти события, случившиеся незадолго до Олимпиады в Пекине, в очередной раз показали, как неожиданно спокойствие и стабильностьВ России в последнее время наш юго-восточный сосед рассматривается многими как пример для подражания. Немалая часть экспертов уверена, что Китай через 20-30 лет по своей мощи превзойдет США. Вполне возможно, что так оно и будет, но только в том случае, если Поднебесной удастся справиться с целым комплексом острейших проблем, часть из которых имеют корни, уходящие в историю.
Без малого полвека назад в Тибет, который издавна был под властью императорских династий, но с 1911 года существует как самостоятельное государство, по приказу Мао Цзэдуна вошли китайские войска. По версии Пекина, это было освобождением региона, по мнению самих тибетцев, – китайской оккупацией. И в марте 1959 года здесь вспыхнуло восстание, которое было жестоко подавлено, а духовный лидер буддистов Далай-лама ХIV бежал с несколькими десятками тысяч своих сторонников на север Индии, где находится и по сей день. Этот конфликт и стал поводом для нынешних беспорядков.
Те события полувековой давности привели к тому, что на протяжении последних десятилетий Китай имеет серьезный очаг сепаратизма, охватывающий не только непосредственно Тибетский автономный район, но и часть прилегающих к нему провинций, называемых Историческим Тибетом. Положение усугубляет то, что в Индии находится правительство Тибета в изгнании – центральная тибетская администрация во главе с Далай-ламой.
Однако это не единственная для страны угроза сепаратизма. Большое количество национальных движений действует в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР, в котором проживают уйгуры и другие мусульманские народности. Крупнейшими из них являются Исламское движение Восточного Туркестана и Организация освобождения Восточного Туркестана. С момента присоединения этого региона к Китаю здесь произошло около 15 восстаний.
Еще одной крупной сепаратистской силой стала Народная партия Внутренней Монголии, которая действует в одноименном автономном районе, пятую часть населения которого составляют монголы. Стоит отметить, что все эти "куски" находятся на окраинах государства.
Но, несмотря на всю опасность существования подобных сепаратистских настроений среди народностей, населяющих КНР, проблемы современной Поднебесной только ими не исчерпываются.
В последние годы стали все более заметны первые результаты реформ Дэн Сяопина, в том числе и такой: в обществе появились не просто богатые, а сверхбогатые люди. И очень часто в их числе оказываются партийные функционеры различного уровня, а также приближенные к партийной верхушке. Все это происходит на глазах миллионов почти нищих людей. Ведь китайская деревня (а две трети населения проживают в селе) до сих пор живет в невероятной бедности.
Автор этих строк был в Китае четыре месяца назад и своими глазами убедился в огромном, просто катастрофическом разрыве в уровне жизни горожан и сельчан. Если в Шанхае по отличным дорогам ездит огромное количество дорогих иномарок, строятся двух- и трехуровневые автомобильные развязки, как грибы после дождя растут небоскребы и деловые центры из стекла и бетона, то в деревнях по-прежнему большинство крестьян пашут землю на волах, живут в лачугах, а рыбаки на утлых суденышках всю вылавливаемую рыбу продают, чтобы хоть как-нибудь прокормиться. При этом надо учитывать, что пенсии в Китае выплачиваются только тем, кто работал в государственных структурах, то есть на селе о них и не мечтают. К этому надо прибавить и разрыв в уровне развития разных регионов страны, что во многом присуще и России.
В то же время уже притчей во языцех стали масштабы коррупции. Например, внутрипартийным расследованием было установлено наличие у бывшего секретаря парткома Шанхая и члена политбюро ЦК КПК Чэнь Лянъюя 53 анонимных счетов на 300 млн. юаней (более 1 млрд. рублей. – Прим. автора) и 11… любовниц. И подобные коррупционные скандалы постоянно вспыхивают по всей стране. Еще один попавший под суд китайский чиновник на суде вообще заявил, что наличие нескольких любовниц у видных партработников стало уже символом их статуса.
Все это подрывает позиции компартии, крайне раздражает неимущее население страны и грозит привести к социальному взрыву. Такую опасность прямо признают и китайские аналитики. Вот цитата из доклада ученых из институтов Академии общественных наук КНР: "Реформы не привели к улучшению жизни большинства народа, имеет место растущее социальное расслоение, которое переходит в противостояние, существуют угроза устойчивости власти и возможность появления "экстремистских политических лидеров".
Есть у КНР и проблемы другого рода. В 1968 году здесь была провозглашена политика "Одна семья – один ребенок", которая позволила сократить прирост населения. Но она же дала и другой результат – сегодня в стране наблюдается ускоренное старение населения. Молодежи мало, возник острый дефицит рабочей силы. И это при том, что очень велико количество пожилых людей.
Китайское общество сегодня является авторитарным и закрытым, поэтому те проблемы и вызовы, с которыми ему приходится сталкиваться, за пределами Поднебесной широкому кругу людей мало известны. Между тем у нашего соседа не все так благополучно, как иногда кажется из несколько упрощенных сообщений электронных СМИ. И массовые беспорядки в Тибете – лишь сравнительно небольшой выброс пара из-под крышки огромного бурлящего китайского котла. В такой обстановке остается лишь пожелать политической мудрости руководству КНР – в резкой дестабилизации Поднебесной сегодня не заинтересован никто в мире, особенно ее соседи, к которым принадлежит и Россия.