Бюджетные новшества расслабиться не дадут

На прошедшей сессии Государственного Совета РТ окончательно утвержден бюджет республики на будущий год и принято решение о переходе на нормативное финансирование общеобразовательных школ.

На прошедшей сессии Государственного Совета РТ окончательно утвержден бюджет республики на будущий год и принято решение о переходе на нормативное финансирование общеобразовательных школ. Какие нововведения ожидают нас в связи с этим? И по каким нормативам будут функционировать школы? Об этом наш разговор с одним из непосредственных разработчиков данных документов – министром финансов Радиком Гайзатуллиным.

– Радик Рауфович, бюджет на очередной год принят, поэтому в работе вашего министерства, наверное, наступил определенный перерыв…

– Да, некоторое напряжение спало. Однако наступил не менее ответственный период подготовки нормативных документов, необходимых для реализации закона "О бюджете Республики Татарстан на 2008 год", чтобы начиная с 1 января все мероприятия, предусмотренные данным документом, финансировались бесперебойно. Эта работа рутинная, но она требует огромного внимания, ведь за каждой цифрой стоит заработная плата бюджетников, обеспечение общеобразовательных учреждений нужным оборудованием и так далее.

В соответствии с принятыми объемами расходов выстраивается система финансирования бюджетных организаций. Главный распорядитель кредитов, то есть определенное министерство или ведомство, составляет соответствующие сметы по каждому получателю средств (конкретным школам, больницам, библиотекам…). Все эти сметы проверяются на их соответствие штатным расписаниям, заключенным договорам, на необходимость проведения тех или иных мероприятий за счет бюджетных средств. И затем сводятся воедино с разбивкой по кварталам, статьям расходов – этот документ называется бюджетной росписью, по которой учреждения будут получать из казны деньги весь следующий год. Аналогично детализируются и средства, которые будут направляться в муниципальные районы и городские округа. У нас с ними будут три формы взаимодействия: выравнивание бюджетной обеспеченности, финансирование переданных им полномочий и новое направление – выделение средств из фонда стимулирования.

– Нынче депутаты Госсовета уделили бюджету небывало пристальное внимание: и первому чтению проекта этого документа, и второму было отведено по целому дню работы сессии. Чем это вызвано?

– Действительно, бюджет-2008 рассматривался Государственным Советом очень внимательно и детально. Одну из основных причин я вижу в том, что до утверждения этого документа были приняты изменения в Бюджетный кодекс республики, который практически полностью обновляет нормативную базу по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. И эти изменения делают бюджетный процесс более прозрачным.

– После того как бюджет был принят в первом чтении, вы сказали, что он носит социально направленный и инвестиционный характер. Удалось ли сохранить в документе эти акценты после второго и третьего чтений?

– Да, все предложенные новшества наш депутатский корпус поддержал. Практически полностью была сохранена структура бюджета как социально направленного и инновационного. Причем по некоторым направлениям социальная направленность была еще больше усилена, к примеру, по предложениям парламентских комитетов около 200 миллионов рублей дополнительно учли в расходах социальной сферы.

Хочу отметить, что бюджет республики принят бездефицитным, то есть каждый расходный рубль обеспечен определенными доходами и будет своевременно и полностью профинансирован. Думаю, и в дальнейшем при составлении уже трехлетних бюджетов мы будем придерживаться (и надеюсь, депутаты нас поддержат) бездефицитной казны. Это поможет бюджетным учреждениям смело планировать свои мероприятия по предоставлению и повышению качества услуг населению на год вперед, а в перспективе – сразу на трехлетний период.

Все предложения Президента и Правительства республики концептуально поддержаны парламентом. Это касается и создания фонда стимулирования социально-экономического развития, и качественного управления общественными финансами муниципальных образований. В данный фонд предлагается направить 700 миллионов рублей.

Депутаты также поддержали предложение выделить полтора миллиарда рублей на мероприятия, которые особенно интересны нашим муниципалитетам. Это приведение дорог в нормативное состояние, благоустройство, развитие инфраструктуры возводимого жилья в пригородных поселках, включая строительство инженерных коммуникаций. Данные проекты будут софинансироваться из казны республики и самими муниципальными образованиями в зависимости от их бюджетной обеспеченности. На каждую из перечисленных позиций предлагается выделить по 500 миллионов рублей.

Кроме того, предусматриваются значительные средства на ликвидацию недоремонта жилого фонда в рамках федеральной программы, реализация которой рассчитана на четыре года, а деньги будут поступать через Фонд содействия реформированию ЖКХ. Одно из обязательных условий для получения финансовой поддержки этого фонда – долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья за счет бюджетов регионов и муниципальных образований. А также участие собственников жилых помещений в софинансировании в размере не менее пяти процентов от стоимости работ.
В настоящее время татарстанское Правительство совместно с руководством муниципальных районов и городских округов формирует республиканскую целевую программу по ликвидации недоремонта с разбивкой по конкретным объектам.

В бюджете Татарстана на долевое финансирование капремонта жилищного фонда на следующий год предусмотрено 945 миллионов рублей, в местных бюджетах – чуть больше одного миллиарда. А ассигнования из средств фонда должны составить 1,95 миллиарда рублей.
Качественных изменений мы ожидаем и в системе здравоохранения. Общая сумма бюджетных ассигнований и средств обязательного медицинского страхования достигнет 16,6 миллиарда рублей, что позволит выйти на федеральный норматив в 4,5 тысячи рублей на одного жителя республики. Такого в предыдущие годы у нас не было. Чтобы достичь этого, мы дополнительно направляем в здравоохранение более одного миллиарда рублей. Кроме того, с 1 января большинство учреждений здравоохранения перейдет на одноканальное финансирование, основной целью которого является переход от сметного ассигнования к оплате оказанной медицинской помощи по конечному результату с использованием медико-экономических стандартов. Это направлено на повышение качества медицинских услуг.

Социальную направленность нашего бюджета подтверждает тот факт, что основные расходы консолидированной казны республики в будущем году будут связаны с содержанием и развитием социально-культурной сферы, на которую планируется направить 51 миллиард рублей, или около 60 процентов от общей суммы расходов, составляющих 86,6 миллиарда.

– Каким образом будут строиться взаимоотношения бюджета республики с местными бюджетами?

– Через систему межбюджетных трансфертов, общий объем которых в следующем году составит 13,7 миллиарда рублей. Сюда входят дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (863 миллиона рублей), на стимулирование социально-экономического развития муниципалитетов (700 миллионов), субсидии на софинансирование их расходных обязательств (3,3 миллиарда) и субвенции на реализацию отдельных межбюджетных полномочий (8,9 миллиарда).

– Радик Рауфович, одновременно с бюджетом был принят, не побоюсь этого слова, революционный закон, который вы представляли, – о внедрении нормативов в систему образования. Он серьезно затрагивает многочисленный учительский корпус. Есть ли в стране регионы, которые уже внедрили подушевой метод финансирования в образовании, и если имеются, то дает ли он позитивные результаты?

– Одними из первых подушевое финансирование в данной сфере ввели Тюменская и Самарская области, которые работают в этом режиме уже второй год. Как результат – у преподавателей увеличилась заработная плата, усилилась ответственность коллективов школ за качество образовательного процесса, повысилась заинтересованность в результатах труда, появилась мощная конкуренция между образовательными учреждениями. В этом мы убедились, побывав год назад в Тюменской области. Сейчас нормативы внедряются в Мурманской и Ярославской областях, Чувашии и Пермском крае. Кроме того, процесс перехода на нормативное финансирование стимулирует Министерство образования и науки РФ проводить соответствующие конкурсы среди субъектов Федерации. И Татарстан намерен участвовать в них.

– Есть ли у вас уверенность в том, что переход на этот метод не приведет к ухудшению финансового положения школ?

– Нормативы финансовых затрат на выполнение школьных программ определены в расчете на одного ученика в течение одного года  и обеспечивают государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. В нормативах учтены расходы на оплату труда работников школ, на материально-техническое обеспечение образовательного процесса (за исключением затрат на содержание зданий и коммунальных платежей, которые несут местные бюджеты). Фонд оплаты труда определяется исходя из количества часов по базисному учебному плану с учетом наполняемости классов и деления их на профильные группы для изучения отдельных видов предметов.

Необходимо отметить, что на переходный период проведения мероприятий по реформированию сети общеобразовательных учреждений объем расходов, предусмотренный по смете школ, будет сохранен. Тем учреждениям, у которых объем средств, рассчитанный по нормативному методу, превысит имеющийся по факту, будут выделены дополнительные ассигнования.

– В своем выступлении на сессии вы говорили о двух нормативах: первый утверждается Госсоветом и призван обеспечить организацию учебного процесса, второй – муниципальными образованиями. Какие расходы в них войдут? Оказывается ли помощь муниципалитетам в расчетах местных нормативов, успели ли их вовремя утвердить?

– Хочу подчеркнуть, что при разработке нормативов в первую очередь мы исходили из принципа не ухудшить сегодняшнее состояние финансирования общеобразовательных школ. Утвержденные нормы содержат все затраты в расчете на одного ученика, полностью покрывают расходы по выплате заработной платы преподавательскому составу, административному и учебно-вспомогательному персоналу с учетом уплаты единого социального налога. Это основная часть первого норматива, в его структуре данные расходы занимают около 90 процентов. Оставшаяся часть составляет 10 процентов от фонда оплаты труда и направляется на осуществление учебного процесса, финансирование которого не ограничится полученной суммой. Реализация крупных программ, направленных на развитие образования, будет происходить за счет дополнительных средств. Я имею в виду обеспечение школ современным компьютерным, лабораторным оборудованием, приобретение школьных автобусов. Государство продолжит поддерживать школы.

Второй норматив должен включать в себя затраты на содержание имущества школ, оплату коммунальных услуг, текущий и капитальный ремонт, приобретение и ремонт оборудования.

С учетом разности в стоимости коммунальных услуг не только в районах, но и зачастую в отдельно взятых населенных пунктах муниципальный норматив должен быть индивидуальным. Для его расчета уже разработаны методические рекомендации, учитывающие эти особенности. Для того чтобы своевременно, то есть до первого ноября текущего года, их утвердить, проводились разъяснительные видеоконференции. Районные руководители финансовых органов, отделов образования, экономисты приглашались в Центр экономических и социальных исследований и

Министерство финансов, где сетевые объемные показатели сверялись в индивидуальном порядке и расчеты по каждой школе в отдельности проводились в соответствии с методикой. Таким образом, на сегодня нормативы рассчитаны по всем муниципалитетам и школам.

– Как будет организован учет финансовых средств каждой из школ и получат ли право коллективы учреждений распоряжаться заработанными средствами самостоятельно?

– Исходя из сегодняшней ситуации с бухгалтерской работой в районах, наличием там соответствующих кадров мы предложили организовать обслуживание школ через существующие централизованные бухгалтерии. Представители республиканского казначейства побывали во всех муниципальных образованиях, и везде существует договоренность об организации бюджетного учета для каждого общеобразовательного учреждения в отдельности. Распоряжаться счетом школы будет ее директор.

В итоге предварительная работа по организации самостоятельного распоряжения финансовыми средствами школами проведена, и в ближайшее время мы реализуем необходимые мероприятия.

Диляра ГАПСАЛАМОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще