Как мы уже сообщали, 14 ноября на предпоследнем заседании нынешнего созыва Государственная Дума приняла законопроект, предусматривающий изменения в государственном образовательном стандарте. Эту ситуацию по нашей просьбе прокомментировал председатель Комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев:
– Принятые в ряд законов РФ поправки фактически аннулировали понятие национально-регионального и школьного компонентов в образовательном стандарте учебных заведений.
Напомню: пока еще действующий, в частности, Федеральный закон "Об образовании" включает в себя три компонента – федеральный, национально-региональный и школьный (конкретного учебного заведения). Новым же законопроектом предусматривается только один компонент – федеральный. Что это означает? То, что в будущем Татарстан, другие республики или регионы Российской Федерации не смогут самостоятельно принимать решения о преподавании национальных языков, национальной литературы, истории своего края, своего народа и другие краеведческие предметы. Кстати, у нас в Татарстане в качестве регионального компонента изучают национальные языки и национальную литературу не только татар, но и других народов. Исключение же из государственного стандарта национального и школьного компонентов может привести, без преувеличения, к резкому спаду национального образования в целом по стране.
Министерство образования и науки РФ представило проект базисного образовательного плана, из которого видно, насколько может уменьшиться количество школьных часов преподавания национальной литературы и национальных языков, по сравнению, например, с преподаванием русского языка и литературы. Сейчас мы у себя преподаем государственные языки Республики Татарстан в равных объемах, как и предусмотрено республиканским законодательством. Теперь, если начнет действовать новый российский закон, мы не сможем держать этот баланс. Фактически, налицо нарушение статьи 68 российской Конституции, которой гарантируется свободное развитие языков.
Госсовет РТ еще в сентябре обратился к руководству Российской Федерации – Президенту страны, Председателю Правительства, в Совет Федерации, Госдуму – с предложением снять с рассмотрения Госдумой этот законопроект и сохранить действующий образовательный стандарт. В этом нас поддержали почти все национальные республики и многие субъекты РФ, при этом ряд коллег – региональных законодателей, прежде всего наши соседи, также приняли аналогичные обращения. Кроме того, в адрес российского министра образования и науки Андрея Фурсенко в октябре обратились, например, участники форума "Родной язык – душа народа", собравшего в Казани работников сферы образования из Поволжья и Приуралья.
Как отметил в прошедшую пятницу в ходе заседания Президиума Госсовета руководитель нашего парламента Фарид Мухаметшин, если обращение поддерживают более 33 процентов от общего числа законодательных органов субъектов РФ, то в данном случае создаются согласительные комиссии. Однако этого не произошло, закон, как видим, принимался Госдумой уходящего созыва в спешном порядке, сразу во втором и третьем чтениях. Между тем данный вопрос находится в совместном ведении федерального центра и регионов. Однако нас, законодателей, несмотря на все обращения, даже не пригласили на парламентские слушания по этому законопроекту.
У Госсовета остаются еще возможности, чтобы попытаться изменить ситуацию. Например, обратиться в Совет Федерации, который на своем уровне также будет принимать решение по этому закону, и, может быть, к Президенту России.