По разным подсчетам, в мире сегодня проживает от 30 до 40 миллионов курдов. Это самый многочисленный этнос, не имеющий своей государственности.
Шанс на образование Курдистана был в 1920 году, когда, согласно Севрскому договору, между странами Антанты и Турцией последняя обязалась создать независимое государство курдов. Однако после развала Османской империи в 1923 году турецкий лидер Мустафа Кемаль Ататюрк этот договор аннулировал, и курды оказались разделены на четыре части – между Ираном, Сирией, Ираком и Турцией. Такое положение дел было узаконено Лозаннской конференцией 1923 года.
В те же 20-е годы на территории Азербайджана был создан Автономный уезд Красный Курдистан, но был вскоре ликвидирован большевиками.
В 1974 году в Ираке появилась автономия курдов, однако существовала она чисто номинально, не имея на деле никаких прав.
Тем не менее сегодня этот народ представляет внушительную и довольно грозную силу, которая в любой момент может сплотиться в борьбе за собственное государство. А судя по последним событиям в Ираке, история может предоставить курдам такой шанс.
Как известно, американское вторжение в Ирак привело к полному хаосу, дезинтеграции и гражданской войне в этом государстве. Однако в разных регионах страны обстановка сегодня далеко не одинаковая. На юге и в центре Ирака, где соответственно составляют большинство шииты и сунниты, действительно властвует террор и гибнут сотни людей, однако на севере, в иракском Курдистане, совсем другая картина: там все тихо и спокойно, более того, в последнее время наблюдается строительный бум. И этому есть несколько причин.
В 90-е годы американцы и британцы "дружили" с курдами против Саддама Хусейна и прикрывали их своей авиацией, что позволило этому народу (здесь проживают 3,5 миллиона курдов) фактически создать независимое от Багдада государственное образование с собственными правительством, бюджетом и армией. Но главное, что удалось сделать, – завладеть нефтяными месторождениями, которыми очень богат этот регион. Парадоксально, но курды сегодня продают свою нефть соседним Сирии и Турции и в то же время используют часть вырученных за нее денег для подготовки своей армии, которая является врагом этих самых покупателей нефти.
Сегодня степень независимости курдского образования от слабой багдадской власти только увеличилась. И можно сказать, что Курдистан де-факто уже создан.
Образование его, естественно, абсолютно не устраивает Турцию, Сирию, а также Иран – они боятся отторжения своих территорий, заселенных курдами, и готовы в случае необходимости применить силу.
В последнее время их беспокойство еще более усилилось в связи с новыми планами американцев. Сенат США принял резолюцию, согласно которой Ирак планируется разделить на три этнические части – шиитскую, суннитскую и курдскую, которые, как предполагается, составят конфедерацию. США таким образом пытаются сохранить лицо, вылезая из иракской "трясины". Эту идею сразу же поддержал и президент Ирака Джаляль Талабани – кстати, курд по национальности.
К чему может привести разделение страны по этноконфессиональному признаку, можно проследить по сценарию развала Югославии. Заметим, ее кровавый раздел происходил во вроде бы "просвещенной" Европе. И если уже сегодня в Ираке идет кровавая бойня, когда борьба за землю и нефтяные ресурсы еще и не начиналась, то можно представить, что будет после попытки американцев реализовать свой план.
Дестабилизация ситуации на Ближнем Востоке, а то и масштабный кровавый конфликт для России сегодня явно невыгодны, даже учитывая, что цены на нефть в этом случае поднимутся еще больше. Дело в том, что в эту войну могут втянуться и соседние с Турцией страны, где проживают курды, а это, учитывая, что здесь сосредоточены огромные запасы нефти, неизбежно превратит конфликт из регионального в глобальный, что несет потенциальную опасность для всех находящихся поблизости стран.
Одним из немногих государств, традиционно поддерживающих курдов, была и остается Россия. Эта поддержка, как и все в политике, не является исключительно бескорыстной. Россия всегда использовала курдов как своих союзников, географически располагающихся в тылу наших стратегических конкурентов в регионе – Турции и Ирана. Однако вряд ли сегодня Москва сможет всерьез повлиять на ход событий. По всей видимости, этого не смогут сделать и США с Евросоюзом. А следовательно, угроза масштабного военного конфликта, спровоцированного в конечном итоге все тем же американским вторжением в Ирак, только нарастает.