Российское руководство бессонницей не страдает

На этой неделе Великобритания в ответ на отказ нашей страны выдать ей Андрея Лугового, подозреваемого англичанами в убийстве Александра Литвиненко, объявила о высылке четырех российских дипломатов и введении визовых ограничений, которые коснутся в первую очередь представителей нашего истеблишмента.

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

На этой неделе Великобритания в ответ на отказ нашей страны выдать ей Андрея Лугового, подозреваемого англичанами в убийстве Александра Литвиненко, объявила о высылке четырех российских дипломатов и введении визовых ограничений, которые коснутся в первую очередь представителей нашего истеблишмента. Россия ответила Британии точно тем же. После этого отношения двух стран приблизились к критически низкой черте.


Напомню, Александр Литвиненко, бывший гражданин России, принявший британское подданство, скончался в ноябре прошлого года в Лондоне от отравления радиоактивным веществом полоний-210. Прокуратура Британии объявила подозреваемым в совершении преднамеренного убийства его бывшего коллегу Андрея Лугового и потребовала его выдачи. Москва ответила отказом, заявив, что готова судить Лугового у себя, если англичане представят доказательства его вины. Лондон в ответ применил описанные выше меры, которые российский МИД уже назвал “аморальными”. Изучив все детали этого конфликта, приходишь к выводу, что применение нашими дипломатами такого жесткого термина вовсе не случайно.


Во-первых, выдачу Лугового не позволяет осуществить наша Конституция. Но глава МИД Великобритании Дэвид Милибанд без обиняков предложил России ни много ни мало – поменять положения российского Основного Закона: “… существует масса случаев, когда в подобных ситуациях страны вносили поправки и дополнения в свою Конституцию, которые позволяли бы выдать преступников странам, на территории которых эти преступления были совершены”, – заявил он. И все это Россия должна сделать только для того, чтобы потрафить англичанам с расчетом на взаимные “нежные чувства”. Если же говорить серьезно, то такие предложения означают попытку вмешательства во внутренние дела суверенного государства, чего не могут не понимать и наши дипломаты.


Во-вторых, Британия сама является страной, в которой находит приют множество людей, у которых нелады с законом на родине. Так, по данным нашей Генпрокуратуры, за последние пять лет Россия пыталась добиться от Лондона выдачи 21 человека, и ни одно ходатайство не было удовлетворено, причем шесть человек получили политическое убежище. Самые скандально известные случаи – с отказом в выдаче России Ахмеда Закаева и Бориса Березовского. Редко кто в Европе осмеливается применять двойные стандарты столь цинично.


Тем не менее англичане продемонстрировали, что они недовольны не только отказом России экстрадировать своего гражданина. Это, скорее, предлог. Британские парламентарии, поддержавшие главу своего МИДа, пояснили российским корреспондентам, что Лондону не нравятся наши позиции по краю Косово, введенный Россией мораторий на участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), энергетическая политика Москвы и многое другое. То есть российские дипломаты покидают Англию главным образом за это.


Вообще решение высылать из страны дипломатов только на той основе, что не нравится политика страны, которую они представляют, – шаг, безусловно, дипломатически изящный и новый. Будет забавно, если и иные державы начнут пачками высылать представителей дипмиссий других государств только на той основе, что в чем-то не сходятся с ними во взгляде на мироустройство.


Стоит отметить и такой момент в поведении Лондона – англичане действуют только в политической плоскости, даже не упомянув об экономических санкциях. А объясняется это довольно просто: российско-британский торговый баланс в прошлом году составил 14 млрд. долларов, увеличившись в полтора раза по сравнению с предыдущим годом. В этом году должны удвоиться британские инвестиции в Россию, которые составят примерно 6 млрд. долларов. Такие нешуточные деньги английский бизнес терять не хочет и через свое лобби в парламенте не позволит политикам прерывать экономическое сотрудничество с Москвой.


Вообще же мотивы, которыми руководствовался Лондон при вынесении своего решения о санкциях против России, лежат значительно глубже.


В последние годы вся Европа пребывает в некоторой растерянности от того, насколько неожиданно быстро для нее наша страна возвращается в большую политику в качестве сильного игрока. Это вызывает досаду и раздражение во многих европейских столицах. Но если с Германией, Францией, Италией и некоторыми другими странами нам с переменным успехом удавалось сотрудничать и даже по отдельным вопросам понимать друг друга, с Британией практически никакого прогресса во взаимоотношениях не наблюдалось. И главная причина такого положения кроется в том, что Лондон является единственным верным проводником политики Вашингтона на континенте, по большому счету не способным действовать самостоятельно. И ухудшение отношений России с США (в последнее время это


наиболее заметно) автоматически ведет к конфликтам с их верным вассалом. А чтобы еще раз подтвердить верность старшему брату, в Лондоне демонстрируют отношение к нашей стране с помощью подобных скандальных выпадов.


Однако, как призналась недавно влиятельная британская газета Financial Times, это не те меры, которые заставили бы российское руководство страдать по ночам бессонницей.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще