История заключения Договора о разграничении полномочий между Татарстаном и Россией имеет долгую, сложную и очень содержательную историю. Кое-кому Договор не понравился. Чрезвычайно не понравился. И тому есть серьезные причины. Но не в нашей республике их надо искать, они другого происхождения – по месту и даже по времени.
Вспомним недавнюю историю. Одним из ключевых моментов рождения современной России было определение формата существования государства. Чем должна была стать новая Россия? Унитарным государством? Федерацией? Конфедерацией? Это сейчас никто не сомневается, что федерация – оптимальная форма устройства для такого многонационального, многоконфессионального и вообще многообразного образования, как Россия. А тогда это было далеко не так очевидно, сам способ формирования федерации вызывал еще больше вопросов. Когда 31 марта 1992 года был подписан Федеративный договор, то подписей двух субъектов – Татарстана и Чечни – там не оказалось. Подписи эти отсутствуют до сих пор. Об этом напомнил Минтимер Шаймиев в субботнем эфире радио “Маяк”.
Все это время отношения между Татарстаном и Россией регулировались Договором, подписанном президентами России и Татарстана в 1994 году. Вопреки многочисленным инсинуациям, Договор этот соответствовал Конституции России, которая предусматривает разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами на основе не только федеративного договора, но и иных договоров. Другого пути не было: по словам Шаймиева, Татарстану, находящемуся в сердце России, невозможно существовать вне ее. Но Федеративный договор не устраивал Татарстан, потому что не предоставлял республике того места в составе России, которое было бы достойно ее экономического, политического, социального, человеческого потенциала.
Татарстан – республика особая. Не потому, что у нас есть нефть – она и в Тюмени имеется. И не потому, что здесь большой экономический потенциал, а уровень образованности населения исключительно высок. Многим регионам России тоже есть чем похвастаться. Татарстан занимает особое место в составе России еще и потому, что является государствообразующим элементом. С древней богатой историей, многонациональный, многоконфессиональный, но в то же время мирный и спокойный, Татарстан в значительной степени являет собой модель всей России. Так что даже легкая рябь на невозмутимой поверхности татарстанской жизни неизменно чувствуется во всей нашей стране.
Поэтому, когда Татарстан отказался подписать Федеративный договор, ни у Ельцина, ни у Шаймиева не осталось другого пути, как заключить отдельный Договор, который устанавливал бы формат отношений Татарстана с федеральным центром не как противовес Федеративному договору, а как его фундаментальное дополнение. Время показало, насколько это решение оказалось мудрым. Да и сам Договор был хорош: все трения, которые неизбежно возникали между федеральным центром и Татарстаном, на его основе благополучно разрешались.
После избрания Владимира Путина Президентом России был взят курс на приведение законов, которых к тому времени в субъектах РФ накопилось великое множество, к единому виду. Появился институт федеральных округов, которые возглавили полномочные представители Президента России. Конституция Татарстана тоже была приведена в соответствие с федеральным законодательством. И вообще, страна стала другой. Договор 1994 года в начале XXI века просто устарел. Настала пора заключать новый.
Работа эта началась еще в 2005 году и была непростой. Наверное, только президенты Путин и Шаймиев знают, какие трудности им пришлось преодолеть и сколько проблем разрешить, чтобы новый Договор мог быть наконец представлен на рассмотрение парламента.
Вот тут-то и началось. Не будь 2007 год особым – годом парламентских выборов, предшествующих президентским, – все, может быть, и прошло бы так, как и должно было пройти, – спокойно и даже незаметно. Но перед выборами некоторым политикам нужен был хоть какой-то повод, чтобы проявить себя. На роль жертвы и был выбран Договор о разграничении полномочий. 21 февраля этого года Совет Федераций отклонил законопроект об утверждении Договора, который без проблем прошел Государственную Думу.
В субботнем эфире радио “Маяк” Минтимер Шаймиев очень понятно объяснил смысл нового Договора. Во-первых, это, как он выразился, “наверстывание упущенного” – имеется в виду так и не подписанный Татарстаном Федеративный договор 1992 года, в котором декларируется целостность Российской Федерации и ее развитие как федеративного демократического государства. Новый Договор, как и прежний, подтверждает верность Татарстана и федерального центра этим фундаментальным положениям. Во-вторых, как сказал Президент РТ, “мы предусмотрели ряд характерных для нашей республики проблем и как они должны решаться”. К этим проблемам относятся: наличие в Татарстане двух государственных языков – русского и татарского; необходимость знания претендентом на пост президента Татарстана обоих этих языков (в заявительном порядке – то есть никакого экзамена не предусматривается); право Татарстана поддерживать, по согласованию с Правительством России, соотечественников за пределами республики; право выдавать гражданам Татарстана вкладыш в общероссийский паспорт на татарском языке. Вот, собственно, и все. Остальное – это формулировка принципов взаимоотношений властей Татарстана и России, которые сводятся к устранению возможности принятия несогласованных решений, касающихся нашей республики.
Так что же в этом документе могло не понравиться? Однако же кое-кто нашел в нем ни много ни мало, как стремление подкопаться под конституционные основы Российской Федерации…
Не буду распространяться относительно того, что Конституция России предусматривает возможность заключения подобных договоров. Это вообще нормально для федеративного устройства, которое и возникло как способ создания крепкого, единого государства при сохранении исторических, национальных, экономических, политических, социальных, культурных особенностей каждой его составной части. Важно то, что процесс принятия Договора о разграничении полномочий высветил старую российскую проблему извечного стремления некоторых политических сил создать из России сверхунитарное государство, пройтись, как бульдозером, по всем ее региональным, национальным и прочим особенностям.
Это стремление существовало всегда. Им на протяжении веков руководствовались русские цари – но дело до конца так и не довели. С куда большими размахом и беспощадностью это делала коммунистическая власть – и тоже не смогла довести дело до конца. И, в частности, потому, что каждый раз оказывалось: сила России – в ее многообразии, но никак не в унитарности. Когда надо воевать, изобретать, строить, писать или рисовать – среди тех, кто это делает, всегда можно найти представителей множества народов едва ли не из любого конца света. Россию строили, собственно, все, кто хотел это делать, будь они русскими, татарами, немцами, итальянцами, евреями или эфиопами; местными или приезжими. Одному народу, пожалуй, и не под силу было бы воздвигнуть колоссальное здание российского государства.
Мощь России – в единстве многообразия. Множество культур, языков, традиций, народов, населяющих ее, – не недостаток, а огромное преимущество. Надо только уметь им воспользоваться. Задача власти – сделать так, чтобы никто не был ущемлен, чтобы каждый чувствовал себя как дома под защитой единого государства. Договор о разграничении полномочий между федеральным центром и Татарстаном – это краеугольный камень политики приобретения государственной мощи через многообразие, государственного единства – через богатство народов и культур. Кто этого не осознает – тот или ничего не понимает в России, или политиканствует.
Нынешнему Договору о разграничении полномочий, уверен, суждена долгая жизнь. Потому что государственность современной России вполне оформилась и показала свою действенность в решении экономических, политических и социальных проблем. В Договоре нет ничего лишнего, нет ненужных мелочей, нет ничего, что невозможно было бы выполнить, но все главное сформулировано безупречно ясно и двойного толкования не допускает.
А если наступит время перемен, когда России нужно будет делать очередной рывок, чтобы не отстать от других, Договор придется обновить – точно так же, как это было сделано сейчас. Наверняка в нем многое изменится, и сейчас невозможно сказать – что. Неизменным останется одно: его природа как краеугольного камня государственного единства России.
Владимир МАРЧЕНКО.