Время разрушать и время строить

Июнь и начало июля оказались довольно активным временем в политической и экономической жизни Татарстана.

Июнь и начало июля оказались довольно активным временем в политической и экономической жизни Татарстана. Названия преобразованных министерств и имена новых министров в реформируемых и прежних министерствах нам еще предстоит запомнить.


Госдума, а вчера и Совет Федерации одобрили Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ. График работы Президента Татарстана был в последнее время чрезвычайно напряженным: тут и участие в заседании Государственного совета России, а потом – в сессии Госсовета РТ, и многочисленные встречи и поездки, и подписание указов о различных преобразованиях… А ведь за каждым из них стоит огромная предварительная работа – обсуждения, согласования, принятие принципиальных решений.


Слухи о том, что июнь-июль 2007-го будут в Татарстане периодом особым, ходили давно. Та самая сложная предварительная работа, которая предшествовала преобразованиям, отставкам и назначениям, не может оставаться абсолютной тайной.


Да и чтобы понять происходящее в Татарстане, нет необходимости конструировать конспирологические теории. Достаточно держать глаза и уши открытыми для информации. Татарстанское руководство ничего не скрывает, обо всем говорит открытым текстом.


Вот, например, Президент Минтимер Шаймиев: “Страна вышла из кризиса, поэтому настало время обеспечить конкурентоспособное развитие нашей экономики. У себя в республике мы предпринимаем очень серьезные меры, начинаем менять структуру управления, делаем перестановки кадров. Надо идти дальше, занять свою нишу, иначе мы опять отстанем. Пора переходить на рельсы устойчивого развития… Пора работать, как в развитых странах”.


Это было сказано 4 июля в Апастовском районе.


А Премьер-министр Рустам Минниханов не устает твердить о необходимости формирования среднего класса в Татарстане. Последний раз речь об этом шла на недавнем годовом общем собрании акционеров ОАО “ТАИФ”. В том смысле, что работа этого акционерного общества должна быть построена таким образом, чтобы содействовать развитию среднего класса.


О том, что средний класс является в нормальном обществе опорой государства, источником его мощи и легитимности, говорится у нас уже лет двадцать, не меньше. Другое дело, что сформировать средний класс “по заказу” не получается, – для этого нужны определенные экономические условия. Создать их – это и есть задача Правительства.


Президент к тому же ясно сказал, что кризис, связанный с переходом от одного типа общества к другому, закончен. Покончено, стало быть, и с особым типом управления, к которому прибегают в кризисных условиях. Пришла пора наконец “работать, как в развитых странах”. Эту пору, между прочим, мы давно ждали – потому что если будем работать, “как там”, то и жить станем соответственно.


И далеко не все руководители, справлявшиеся со своими задачами в условиях кризиса, когда главное – не строить (не до того, руки не доходят!), а латать дыры и спасать то, что можно спасти, – могут перейти к новому типу управления. Не потому, что они плохие руководители, а потому, что они – руководители кризисные. Их методы работы – “латать дыры” и “не дать окончательно развалиться”, а строить, созидать – это удел других управленцев.


Один из известных руководителей “кризисного” типа – Черчилль. Англичане держали его в отдалении от власти, пока жареный петух не клюнул. А в мае 1940 года без долгих проволочек поставили во главе страны. И всю войну он Великобританией руководил, и никто на его должность не покушался, хотя Черчилль очень многим не нравился – не привыкла Англия к таким крутым руководителям.


А едва кончилась война, Черчилля тут же убрали в запас. Второе его пришествие на высший пост случилось уже в 1951 году, в эпоху Берлинского кризиса, войны в Корее и других острых моментов начавшейся “холодной войны”.


Таким же кризисным менеджером был и Борис Ельцин. Под его руководством разрушения и преобразования в России шли куда как успешно, вот только построить ничего не удавалось. Подготовкой почвы для строительства и началом самого созидания занялся руководитель совсем другого типа – Владимир Путин.


И созидательный процесс ожидается очень масштабным. Выбор Сочи как места проведения Белой Олимпиады – это ко всему прочему знак произошедших в стране перемен, которые можно охарактеризовать как “готовность к Большому Строительству” – именно так, с большой буквы.


Татарстан же среди российских регионов всегда был в лидерах, и руководство республики эту позицию никому уступать не собирается. В XXI век без Интернета, нанотехнологий, поголовной компьютерной грамотности, готовности постоянно учиться и переучиваться лучше и не соваться – локтями затолкают…


А ведь на очереди – еще и вступление России в ВТО, которое рано или поздно, но неизбежно произойдет. Это означает почти то же самое, как если бы Татарстан со всеми его людьми, заводами, школами и сельхозугодьями взяли, да и переместили куда-нибудь в Европу – и выживай как хочешь.


Вот и понадобились новые люди, способные ответить, как это модно говорить, на “вызовы времени”. И новые управленческие структуры.


Насколько окажутся новые руководители достойными оказанного доверия, а новые министерства – годными для работы, покажет время. Ясно только, что если не на столько, на сколько нужно, то новые перестановки и преобразования неизбежны. Ведь любой министр, министерство, вообще любой государственный орган – не более чем инструмент для решения задач всего общества. И если инструмент окажется неподходящим, в руки берут другой.


Только и всего. И никакой конспирологии…


Владимир МАРЧЕНКО.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще