С Россией считаются, пока она способна на ответ

На недавней встрече Владимира Путина и американского президента Джорджа Буша в городке с труднопроизносимым названием Кеннебанкпорт какого-то политического прорыва в отношениях двух стран не произошло.

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

На недавней встрече Владимира Путина и американского президента Джорджа Буша в городке с труднопроизносимым названием Кеннебанкпорт какого-то политического прорыва в отношениях двух стран не произошло. Его всерьез никто и не ждал – противоречия между Россией и США настолько глубоки и принципиальны, что, по всей видимости, вскоре после свидания двух “старых друзей” последует новый виток напряженности.


Американская и российская стороны в преддверии встречи двух президентов неоднократно по дипломатическим каналам призывали снизить накал риторики и критики в отношении друг друга. Удавалось это делать с трудом. Теперь же, после того, как необходимость сдерживаться отпала, наши и американские политики явно дадут волю чувствам. Чего-то другого от них ждать не приходится – за дипломатическими отчетами о встрече в семейном поместье Бушей и рассказами федеральных СМИ об ужине с лобстерами стоит главное: оба руководителя лишь в очередной раз повторили друг другу все свои доводы, которые демонстрируют полное несовпадение взглядов по большинству мировых проблем.


Две страны по-прежнему абсолютно по-разному смотрят на ситуацию в крае Косово, который западные страны фактически передали албанцам, а сейчас хотели бы закрепить это и юридически. США не собираются отказываться от планов по размещению своей противоракетной обороны в Польше и Чехии (это Буш подтвердил еще раз на встрече), а Россия по-прежнему не верит, что эти средства направлены против Ирана, а не против нее. За полтора последних десятилетия наша страна поняла, что западные государства не станут выполнять Договор об обычных вооружениях в Европе, и собирается в одностороннем порядке выйти из него. За океаном это расценивают как вызов. В то же время американцы намерены и дальше расширять НАТО за счет новых членов – бывших советских республик, охватывая территорию России теперь и с юга. И, наконец, вся европейская политика Вашингтона направлена в последнее время на ослабление влияния России как крупнейшего поставщика углеводородного сырья на континенте. Жесткая конкурентная борьба двух стран за влияние на постсоветском пространстве, особенно в центрально-азиатских государствах, лишь подкрепляет сказанное.


Вся деятельность Буша на посту президента США показывает, что после победы в холодной войне Америка не считает нужным идти даже на незначительные уступки России и надеется исключительно на свою силу, главным образом военную. Бомбежки Сербии и война в Ираке продемонстрировали это со всей убедительностью.


В этой ситуации предложения российского Президента о создании в Москве и Брюсселе центра обмена информацией о ракетных пусках, а также использовании совместно с США не только Габалинской РЛС, но и строящейся станции под Армавиром явно будут восприняты в Вашингтоне как досадная неприятность. Американцам теперь придется делать вид (прежде всего перед своими западноевропейскими партнерами), что они заинтересованно изучают предложения России, и в то же время лихорадочно искать предлог, с помощью которого можно было бы от них отказаться. На компромисс они явно не настроены.


Но что самое главное, в последнее время США ускоренно разрушают так называемый принцип согласия на взаимную ядерную уязвимость, которая существовала с момента обретения Советским Союзом атомной бомбы. США и СССР в течение многих десятилетий могли гарантированно уничтожить друг друга, и это удерживало горячие головы с обеих сторон от опрометчивых шагов. Такое положение существует и сегодня. Но может измениться уже завтра. Военные эксперты в последнее время все чаще говорят в специализированных журналах о настойчивом желании американцев достичь стратегической неуязвимости, то есть развить свои ядерные вооружения настолько, чтобы иметь возможность нанести по любой стране, включая Россию, такой удар, на который ответа уже не последует. И многие специалисты, оценивая состояние нашей ядерной боеготовности, полагают, что США в ближайшие годы могут стать единственной страной, которая будет навязывать всему миру свой военный диктат. Именно эти планы американцев представляют для нашей страны главную угрозу, и от того, насколько России удастся найти на нее эффективный ответ, зависит ее будущее. Наши руководители часто говорят о таком ответе, называя его “асимметричным”. Хорошо, если это не просто слова.


А встречи, подобные той, что прошла между двумя президентами в начале этой недели, свидетельствуют лишь об одном – с нами пока продолжают считаться. Думается, во многом именно потому, что пока мы еще способны в случае необходимости ответить на любой вызов. И это в мире осознают.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще