Отношения власти и средств массовой информации всегда имели свою специфику. С одной стороны, задача журналистов – показывать жизнь такой, как она есть, со всеми ее достоинствами и недостатками, что не всегда нравится некоторым чиновникам. С другой, что греха таить, не всегда СМИ удается отражать реальность объективно и достоверно. Причин тому много. Например, чисто журналистское желание подать факт поинтереснее, в результате которого появляются, мягко скажем, некоторые преувеличения или приукрашивания. Еще хуже, если причиной искажения действительности становится неинформированность журналиста. Наш разговор сегодня как раз о добывании корреспондентского “хлеба” – информации.
Нынче у татарстанских журналистов появилась возможность получать данные о текущей работе татарстанского Правительства, что называется, из первых уст, причем оперативно и вполне современно – посредством обращения к государственному информационному порталу “Электронное правительство”. Рассказать об этом мы попросили руководителя пресс-службы Кабинета Министров Андрея Кузьмина.
– Я, наверное, лучше многих чиновников понимаю проблемы журналистов, – говорит он. – Образно выражаясь, мне довелось побывать по обе стороны “баррикад” – сначала более десяти лет проработал в журналистике, а потом достаточно долго – уже в качестве чиновника. Конечно, “баррикада” – не самое удачное определение преград в сотрудничестве власти и прессы, но определенные барьеры, согласитесь, здесь существуют. Как субъективного плана, так и объективного. К субъективным хотелось бы отнести некоторую настороженность чиновников по отношению к журналистам – мол, не так меня понимают, не так излагают, а мне потом – “по шапке”… Журналисты, в свою очередь, нередко предъявляют представителям власти претензии в излишней закрытости. Круг замыкается, диалог затруднен. Но ведь Правительство кровно заинтересовано в обратной связи, в откликах, советах, критике со стороны населения. Не зная реакции людей на то или иное нововведение, невозможно оценить его полезность или вред. Сейчас в республике идут серьезные экономические преобразования, Правительство перестраивает систему работы над бюджетом, по созданию автономных учреждений, по привлечению инвестиций… А создание кластеров, например, касается огромного количества людей, и для того чтобы здесь не было недопонимания, не появлялись необоснованные “тормоза”, нужна предельная открытость. Население должно быть союзником власти, а не сторонним наблюдателем или, хуже того, антагонистом.
Но годами складывающееся отношение к тем или иным условиям изменить в одночасье невозможно – нельзя приказать всем начать мыслить прогрессивно, для этого нужно колоссальную работу проделать в плане разъяснений. А тут без помощи СМИ не обойтись. Конечно, это прописные истины, но от этого не менее существенные.
Задачу свою, как пресс-секретаря Кабинета Министров, я вижу в том, чтобы максимально нормализовать взаимоотношения власти и прессы. Сегодня технические возможности для работы журналистов с Правительством республики практически неограниченны, подобное в России есть разве что в пресс-службе Госдумы РФ. Побывавшие в Казани коллеги из других регионов по-хорошему нам завидуют. Имею в виду не только пресс-зал для журналистов, где можно, с комфортом расположившись в удобном кресле, на экране монитора просмотреть от начала до конца, например, заседание Правительства, а потом подготовить материал и, не выходя из зала, отправить его по электронной почте в редакцию. Гораздо ценнее, на мой взгляд, технические возможности, предоставляемые порталом “Электронного правительства”. Здесь есть специальная ссылка “пресс-служба”, где собраны все видеорепортажи, фотоснимки, текстовые материалы о происходящих в Кабинете Министров событиях и мероприятиях, пресс-релизы к предстоящим мероприятиям.
Именно с подготовки сопроводительно-информационных материалов к каждому событию мы начинаем свою работу. Думаю, удобства оценит любой журналист. Судите сами – просмотрев пресс-релиз, можно не только представить себе суть предстоящего разговора, покопаться в Интернете, освежить в памяти материалы на эту тему, но и вопросы предварительно подготовить. А ведь одна из самых актуальных сегодня проблем (особенно это касается телевизионщиков) такова: журналист попадает на мероприятие, совершенно не зная, о чем там пойдет речь. Багаж знаний по данной теме у него, как правило, невелик, и смотрит бедняга на все по-детски открытыми глазами, а в результате выдает в эфир такое… Полный букет из неверных цифр, неправильно названных фамилий и должностей плюс порой совершенно беспомощные попытки анализа событий. Причем грешат этим не только наши журналисты, но и представители федеральных информагентств.
Однако при подготовке такой информации нам пришлось столкнуться с непониманием чиновников. Мол, зачем это надо, придут к нам журналисты и все услышат. Так мы пришли к необходимости разработки регламентов, согласно которым должна вестись работа со СМИ. Теперь человек, ответственный в министерстве или ведомстве за проведение какого-то мероприятия, должен предоставить в пресс-службу Кабинета Министров информацию, которая после обработки помещается на портале “Электронного правительства”.
И как результат новшества – в последнее время ошибок в публикациях и телепрограммах стало существенно меньше. Меньше стало и звонков с уточнениями тех или иных данных или выяснением места и времени проведения совещаний – их теперь можно найти на портале. Сейчас к нам звонят в основном с просьбами организовать встречу для интервью с тем или иным руководителем.
Вот уже несколько месяцев все брифинги, проводимые в Кабинете Министров, идут в режиме телетрансляции через Интернет, есть возможность задать свой вопрос и получить на него ответ сразу же, даже не присутствуя в зале. Любое совещание, заседание Правительства, кроме закрытых, можно посмотреть от начала до конца в режиме онлайн. Кстати, возможность не только посмотреть трансляцию, но и поучаствовать в заседании, задав свой вопрос, есть не только у журналистов, но и у любого гражданина, имеющего дома компьютер, подключенный к Интернету. Главным инициатором такой открытости Правительства стал Премьер-министр Рустам Минниханов.
Думаю, в первую очередь должны оценить информативность и оперативность портала руководители районных изданий и телекомпаний. Дать собственную информацию о своем районе, причем раньше, чем это сделают казанские каналы, иметь информацию из первых рук – разве это не престижно, не важно экономически?
Приблизительно через месяц мы перейдем к размещению на портале видеосюжетов, точнее, двух-, трехминутного видео телевизионного качества. Из него можно смонтировать хороший сюжет, а сопроводительный текст сделать по материалам, тоже вывешенным на портале. Несколько таких видео на ссылке “пресс-службы” уже есть. И появляется вся информация, касающаяся работы Правительства, на портале куда быстрее, чем у информагентств. Например, по совещанию в Лондоне, на котором выступал татарстанский Премьер-министр. Совещание закончилось в четыре часа дня, а уже в шесть вечера оператор из Лондона прислал нам “картинку”. В половине седьмого журналисты забрали информацию, и к последнему вечернему выпуску теленовостей информация и видеоряд были готовы.
Работу с телеканалами пока несколько тормозит вопрос оплаты. Дело в том, что “перекачивать” видео придется довольно долго – 200-300 мегабайт все-таки, а трафик дорогой. Предполагаем подсоединиться к государственной телевизионной интегрированной системе, тогда это будет в несколько раз дешевле.
Параллельно с работой над наполнением портала мы вводим так называемое медиа-планирование. Например, все пресс-службы министерств и ведомств республики присылают нам данные о предстоящих у них мероприятиях, мы сводим это в один план – чтобы не совпадали время и даты, темы пресс-конференций, потом обобщенный список визирует Премьер-министр. Готовый план мероприятий на неделю всегда можно найти на портале. Кстати, там же можно ознакомиться и с недельным планом работы Правительства.
Так что технические возможности татарстанского портала “Электронное правительство” весьма обширны и перспективны.