Туркменская труба легла по российскому маршруту

В последнее время в мире все более обостряется борьба за природные ресурсы.

В последнее время в мире все более обостряется борьба за природные ресурсы. Те страны, которые при высоком развитии экономики ими не обладают, всячески стараются сбить цены на сырье. У экспортеров природных богатств задача прямо противоположная. Одними из крупнейших игроков на этом рынке сегодня являются Евросоюз и США, с одной стороны, и Россия – с другой. И очередная жесткая схватка за контролем над распределением углеводородов таких стран, как Казахстан и Туркмения, состоялась на днях.


Добыча нефти и газа в последние годы как в Туркмении, так и в Казахстане растет довольно быстрыми темпами, а это потребовало прокладки новых трубопроводов, ведущих в Европу. Однако вопрос о том, по территориям каких стран они пролягут, и стал камнем преткновения между Западом и Россией.


Покойный президент Туркмении Сапармурат Ниязов обещал западным странам и США проложить газовую трубу по дну Каспийского моря. За это Вашингтон закрывал глаза на одиозность режима Туркменбаши. На проект, называемый Транскаспийским трубопроводом (он был предложен американцами еще в 1996 году), возлагались большие надежды – ведь в случае его реализации зависимость европейских получателей от поставок российского газа должна была значительно снизиться, так как маршрут газопровода проходит мимо территории России. США активно лоббировали это строительство и после смерти Ниязова – ряд американских и европейских высокопоставленных чиновников посетили Ашхабад после инаугурации нового президента Бердымухаммедова, пытаясь склонить его на свою сторону.


Весьма оптимистично до последнего времени смотрели европейцы и на перспективу прокладки трубы, по которой мимо территории России должна была пойти нефть Азербайджана и Казахстана. Главным шагом по реализации этой идеи послужил саммит пяти стран (Польша, Украина, Азербайджан, Грузия и Казахстан) в Гданьске, на который были приглашены президенты этих государств.


Однако благодаря резкой активизации политики Москвы состоялся он в совершенно другом формате – казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев предпочел ему переговоры с российским и туркменским президентами. И тоже по вопросу транспортировки газа и нефти.


Итоги двух альтернативных саммитов таковы: в Польше договорились о достройке существующего украинского нефтепровода Одесса – Броды до Гданьска, правда, непонятно, в каких объемах будет наполнять его сырьем Азербайджан и будет ли вообще качать туда нефть Казахстан. А три договаривающиеся стороны в Туркмении и Казахстане пришли к соглашению о том, что построят новый газопровод в Европу, причем пройдет он вновь по территории России. Упоминание о прокладке газопровода по дну Каспия, на котором настаивали европейцы и американцы, было сделано туркменским президентом, но, скорее всего, лишь потому, что отказаться так быстро от обещаний предыдущего лидера этой страны было бы дурным тоном.


Победа Москвы налицо – два близкие территориально и богатые ресурсами государства не только остались в сфере влияния нашей страны, но и оказались тесно связанными на ближайшие годы с Россией экономической взаимозависимостью.


Интересы двух наших среднеазиатских партнеров понятны – им по большому счету все равно, по чьим территориям пролягут нефте- и газопроводы. Важнее для этих стран другое – чтобы все добываемое ими сырье имело устойчивый сбыт, а это Россия обеспечивает в полной мере. Но все-таки решение Туркмении и Казахстана довольно показательно – элиты двух стран подтвердили курс на стратегическое партнерство с Россией. Особенно отрадно это сознавать в отношении нового туркменского руководства.


Однако победа нашей страны в этом раунде, которая еще более усилила ее превосходство на рынке энергоресуров, может иметь далеко идущие не только экономические, но и политические последствия. Она ставит под вопрос перспективность многих проектов, разрабатываемых на протяжении длительного времени США и Евросоюзом. И здесь у проигравшей стороны, если она намерена взять реванш, два пути – или попытаться переубедить глав Туркмении и Казахстана (что представляется весьма затруднительным), или постараться сменить политические элиты в этих странах с помощью “цветных революций”. Задача облегчается тем, что оба режима, по американским стандартам, от демократии далеки. Так или иначе, но и такое развитие событий со счетов сбрасывать не стоит – вопрос доступности сырьевых ресурсов сегодня настолько актуален, что некоторые горячие головы могут многое отдать за его разрешение в свою пользу.


Однако наиболее вероятен все-таки третий вариант – США и Евросоюз “пилюлю” проглотят, но в последующем постараются отыграться, ограничив растущее влияние России в других областях международных отношений.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще