В последние несколько дней произошли три события, в той или иной мере освещавшихся в СМИ. В субботу в Москве и Санкт-Петербурге состоялся “Марш несогласных”, который проводило оппозиционное движение “Другая Россия”. Госдепартамент США открыто заявил, что намерен финансировать демократические (оппозиционные Кремлю) силы внутри нашей страны. А лондонский “сиделец” Борис Березовский пообещал в интервью газете “Гардиан” с помощью своих денег свергнуть нынешнюю власть в Кремле. И эти три фрагмента не имеют между собой связи только на первый взгляд.
Чтобы понять те процессы, которые происходят сегодня в России и мире, необходимо проследить изменение геополитической ситуации на планете за последние десятилетия.
Победив СССР в холодной войне, правящая элита Соединенных Штатов была уверена, что теперь все препятствия для полного господства устранены и весь мир будет поступать так, как это выгодно Америке. Существующие соглашения между странами, договоры, целые организации, следящие за соблюдением баланса интересов в мире (прежде всего ООН), стали единственной сверхдержаве не нужны, и она явочным порядком отказалась признавать верховенство их мнения. Именно так действовали США, когда бомбили Сербию и вторгались в Ирак.
И действительно, сегодня почти весь мир готов выполнять то, что пожелает Вашингтон. Суверенитет, то есть полная самостоятельность в принятии внутри- и внешнеполитических решений даже таких мощных стран, как Германия, Франция, Япония, оказался утерянным. Как образно в свое время выразился журналист Михаил Леонтьев, они все живут по принципу пионерского лагеря, в котором каждый из них, конечно, может решить, в каком месте реки сегодня рыбачить, но время, когда укладываться спать, определяет старший пионервожатый.
Осталось очень немного стран, которые полностью самостоятельны и суверенны в своей политике. Причем подавляющее большинство этих государств в той или иной мере загнано Соединенными Штатами в лагерь международных изгоев, с которыми своим “пионерам” Вашингтон общаться запрещает. Это Иран, Северная Корея, Куба, Венесуэла и некоторые другие. А вот Китай с его все более растущей экономикой, местом в Совбезе ООН и огромным потенциалом втиснуть в лагерь изгоев американцам уже не удается – он туда просто не помещается. Но это лишь исключение из правил. Отдельное место занимает Россия.
Использовав огромные ресурсы, применив титанические усилия в противостоянии с СССР, США с распадом нашего государства были уверены, что с этой стороны опасности ждать больше нечего. И 90-е годы подтвердили их ожидания – Россия продолжала терять свое влияние на мировую политику и, занятая собственными проблемами и кризисами, постепенно скатывалась к уровню государств, с которыми сильные мира сего считаться не привыкли. И в этот период серьезных разногласий между нашей страной и США практически не было – Россия, конечно, пыталась надувать щеки, но эту слабость ей снисходительно прощали. В будущем геополитическом раскладе нашей стране была уготована роль заискивающего перед Западом поставщика ресурсов, не имеющего права голоса, и именно в этой роли мы более всего устраивали Вашингтон.
Однако с приходом к власти в нашей стране новой политической элиты ситуация коренным образом изменилась – из слабовольного третьесортного игрока Россия стала превращаться в уверенное в себе государство, жестко отстаивающее свои интересы в мире. Для Соединенных Штатов это было болезненным щелчком по носу. Когда, казалось бы, поверженный наземь противник поднимается вновь, победитель не может не испытывать никаких чувств, кроме досады и желания добить его. А если учитывать, что в правящей американской элите до сих пор заправляют специалисты – победители в холодной войне, резкий силовой натиск со стороны США, который наша страна все больше ощущает в последнее время, становится вполне объяснимым.
А вот теперь стоит вспомнить о событиях, которые были отмечены в начале материала. Все они ярко свидетельствуют о том, что противостояние между Россией и США достигло своего максимального со времени распада СССР уровня. Карты окончательно были раскрыты во время речи Президента Владимира Путина в Мюнхене. По сути дела, в ней было объявлено, что Россия не намерена входить в “пионерский отряд” с заокеанским “пионервожатым”, а будет добиваться статуса абсолютно суверенного государства, принимающего все решения сугубо самостоятельно.
Осознав это, в Белом доме решили во что бы то ни стало такого не допустить. Именно этим объясняется доклад Госдепартамента США, где, по сути дела, заявляется о беспрецедентных намерениях прямого вмешательства в дела нашей страны. Об этом же свидетельствует заявление Бориса Березовского, который слишком умен и хитер для того, чтобы делать такие выпады против России, не посоветовавшись со своими покровителями.
А вот на нашей оппозиции и проведенном “Марше несогласных” стоит остановиться особо. Сегодня политическая ситуация в стране такова, что наибольшим доверием в обществе пользуется Президент Владимир Путин. Причем, когда россиян спрашивают, в какой конкретно области внутренней жизни страны ему удалось достичь успехов, с ответом большинство затрудняется. В действительности рейтинг российского Президента неизменно высок потому, что он делает главное – жестко отстаивает суверенитет страны. Большинство россиян в силу давно сложившегося менталитета просто не видят себя вне этого суверенитета, не могут представить себе, как огромная страна с высочайшими культурой, достижениями в науке, интеллектуальным уровнем населения, ресурсами может жить по чужой указке.
По этой же причине, но с обратным знаком либеральное движение в России потерпело крах – привлекательные по сути идеи о демократии, правах человека и общечеловеческих ценностях в 90-х годах на деле у нас обернулись потерей страной реального суверенитета и зависимостью ее во всем от мнения США и их союзников.
Политике Президента на возвращение суверенитета стране сегодня нет альтернативы, а значит, нет и серьезной оппозиции. И главная сложность для США именно в этом – американские технологии, которые сработали при организации “цветных революций” в Сербии, Молдавии, Грузии и на Украине, на российской почве приживаются с трудом, и поэтому американцы начинают действовать все наглее и откровеннее.
Как заметил в своей статье руководитель Центра геополитических экспертиз при Госдуме России Александр Дугин, США не испытывают никаких симпатий ни к неонацистам, ни к ортодоксальным коммунистам, ни к анархистам, которые участвуют сегодня в оппозиционном движении “Другая Россия”, но они нужны им для взрыва, дестабилизации ситуации с последующим перерастанием ее в свержение конституционной власти.
Да, сегодня у Касьянова, Каспарова, Лимонова и других лидеров оппозиции практически нет поддержки в обществе, но, имея огромные финансовые средства из американских фондов, они со временем могут представлять серьезную опасность, которую следует оценивать адекватно.
Вывод в данном случае можно сделать один: противостояние между Россией и единственной сверхдержавой в ближайшее время будет только нарастать, а апогея оно достигнет в марте 2008 года. Ведь, как мы помним, именно с признания результатов голосования на президентских выборах недействительными и массового выхода людей на улицы начинались “цветные” революции у наших соседей.
Возможно, в движении “Другая Россия” и среди сочувствующих ему есть много порядочных людей, искренне стремящихся добиться торжества демократии в нашей стране, от которой мы все еще далеки. Вполне можно допустить, что в отношении участников “Марша несогласных” милиция применила неадекватно жесткие меры. Однако надо четко осознавать, что объективно уличные действия сегодняшних оппозиционеров могут способствовать реализации сценариев, которые давно разработаны за океаном и обкатаны в других странах. А рядовые члены “толпы” о них могут даже не догадываться, мечтая о том светлом времени, которое настанет с приходом “истинной демократии”, или просто отрабатывая выданные деньги.