В конце прошлой недели 15 английских моряков, задержанных в Иране, были отпущены домой. В результате бурной дискуссии большинство британских СМИ сошлось на том, что сохранить лицо в этой ситуации удалось как Ирану, так и Англии. То есть косвенно признали, что британские военнослужащие вели себя в плену мужественно и достойно и стыдиться подданным ее величества нечего. Но так ли это на самом деле?
Понять до конца, нарушили или нет британцы водную границу Ирана, теперь уже вряд ли удастся. Но весьма показательным стало поведение английских военных в плену и после него. Во время захвата их судна иранской стороной вооруженные до зубов морпехи покорно сдались “захватчикам”, не сделав ни одного выстрела. Газета “Коммерсант” процитировала объяснения одного из военнослужащих, капитана Эйра, сделанные им уже после возвращения на родину: “Понимаете, мы же могли потерять жизнь! Намерения иранцев были непонятны, поэтому мы не стали отстреливаться и сразу сдались”.
Настоящий “бойцовский” характер проявили британцы и в плену. Испугавшись суда, который мог обвинить их в шпионаже, они рассказывали перед телекамерами о том, что, по сути дела, являются шпионами, нарушившими границу чужого государства, и рассыпались в благодарностях иранскому народу и его президенту. А в доказательство своих слов показали запись месячной давности, в которой командир морпехов в камеру говорит, что целью их рейдов являлся сбор разведывательной информации. И это при том, что исламское государство является, как минимум, недружественной страной. Между тем устав армии Великобритании гласит, что, попав в плен, военнослужащий может назвать лишь свое имя и номер воинского подразделения, а после этого обязан стать немым, как рыба.
Но, видимо, такое слабодушие англичанам можно простить – ведь, по словам морпехов, их “почти пытали”: рассаживали по одиночным камерам, заставляли спать на куче одеял, завязывали глаза, связывали руки и ставили лицом к стене… Ну какой герой может такое выдержать? А тем более военнослужащий, который в силу осознанного выбора профессии должен рисковать жизнью, за что, в сущности, и получает зарплату.
Любо-дорого было видеть на видеокадрах, обошедших весь мир, беззаботное поведение и смех узников, пространные речи в камеру и фрагменты их отдыха в заточении. И если все это происходило под дулами автоматов свирепых охранников, как заявляли потом морпехи, режиссеру такого действа однозначно необходимо вручить Оскары всех будущих лет.
В этой связи, не оправдывая иранцев, а ради справедливости было бы уместно вспомнить о порядках, царивших на базе в Гуантанамо и тюрьме Абу-Грейб. Как мы помним, там лучшие друзья англичан – американцы демонстрировали всему миру высшие гуманизм и человеколюбие.
А чтобы избавиться от воспоминаний о тех кошмарах и ужасах, которые они испытали в плену, британские моряки решили возместить себе моральный вред с помощью щедрых вознаграждений от прессы за данные ей интервью. Но насладиться в полной мере всеобщим вниманием, да еще за хорошие деньги, они не успели – командование вооруженными силами вскоре запретило им разговаривать со СМИ. Тем не менее особенно повезло единственной женщине в экипаже, 26-летней Фэй Терни, которая успела получить за съемки от телекомпании сто тысяч фунтов стерлингов.
Вообще же сочетать военную службу, особенно такой ее специфический фрагмент, с коммерцией – дело приятное. Только вот этого не смогли по достоинству оценить близкие тех английских солдат, что погибли в горячих точках, а также ветераны войн, резко выступившие против героизации бывших иранских узников, которых они считают недостойными звания офицера.
Мы привыкли ругать свою армию, устои общества, отсутствие патриотизма у нашего народа и в основном делаем это справедливо. Но если бы наши военные, попав в явно недружественную страну, повели себя подобно англичанам (хотя, честно говоря, представить это довольно сложно), вопроса о том, кто они – отважные защитники Отечества, честно выполнившие свой долг, или люди, опозорившие и честь офицера, и свою страну, у нас, уверен, не возникло бы.