Единое право на многообразие

Следующее заседание Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации пройдет в Казани.

Следующее заседание Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации пройдет в Казани. Такое решение принято на днях в верхней палате Российского парламента. Более подробно об этом заместитель председателя Объединенной комиссии, Председатель Государственного Совета Татарстана Фарид Мухаметшин рассказал в беседе с корреспондентом “Парламентской газеты”.


– Фарид Хайруллович, вашу инициативу о проведении заседания Объединенной комиссии в Казани поддержал Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. В чем необходимость такого выездного заседания?


– Уже несколько заседаний Объединенной комиссии мы провели в Москве, в стенах Совета Федерации. На них обсуждались очень актуальные, животрепещущие вопросы, связанные с противодействием ксенофобии, неофашизму, с недопущением межнациональных столкновений. Но одно, а может, и два-три заседания в год надо проводить с выездом в регионы. И выезжать – в национальные субъекты Российской Федерации, в национальные республики, где можно наглядно продемонстрировать членам комиссии усилия регионального руководства по поддержанию межнационального мира, по сохранению этнических культур и традиций. И одновременно ставить вопрос о том, что и федеральный Центр многонациональной России должен принимать общепринятые законодательные акты в виде концепции национальной политики или закона. Я полагаю, что в Казани нам удастся показать толерантность, добрососедство и русских, и татар, и других народов, которые веками живут на этой древней земле, продемонстрировать содружество разных религий. Не сомневаюсь, что и выступления на заседании комиссии будут яркими, обоснованными, содержащими конструктивные предложения.


– В последнее время политиками и учеными все чаще высказывается мнение о том, что в нашей стране пока еще нет качественного законодательства в сфере межнациональных отношений. Вы согласны с этим?


– Думаю, что это так. Почему-то к тонкой сфере межнациональных отношений и добрососедства боимся подходить с каким-то законом. А нормы этого общефедерального закона надо было бы четко прописать. А у нас все еще продолжается возня вокруг того, что есть русский народ и есть “другие” народы, которая вызывает обиду у “других” народов. Я думаю, не на этом надо заострять внимание, потому что не это сегодня главное. А надо находить иные пути, показывать важность развития именно многонациональной России, ее многонациональной культуры. И показывать, что это наше богатство, отличительное от других государств мира, где этническое многообразие во многом уже утеряно, где все приведено под единый показатель усредненной общей нации. Думаю, что мы как раз на этом пути поищем предложения для очередного заседания Объединенной комиссии.


– Насколько известно, Президент Татарстана Минтимер Шаймиев не поддержал подготовленный проект закона об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений. Чем это вызвано?


– Не только Президент, но и Государственный Совет нашей республики, рассматривая проект закона, который готовился в Госдуме, дал неодобрительный отзыв. Но одновременно мы подготовили и отправили в Москву свои конкретные предложения на нескольких страницах.


– И что вы предложили?


– Мы предложили уйти от каких-то оценочных позиций, не обособлять русский народ, не отделять его от других народов нашей страны. Каждый народ сам по себе и государствообразующий, и самоопределившийся. И каждый народ, большой или малый по численности, одинаков в своих правах. Именно это сквозной нитью доверия друг к другу должно проходить через весь закон.


– А каково законодательство Татарстана в сфере межнациональных отношений? Опережает ли оно в чем-то федеральное законодательство по национальному вопросу?


– Свой закон о межнациональных отношениях в Татарстане мы не приняли, хотя и работали над этим документом. Нас насторожило предупреждение прокуратуры о том, что здесь могут быть ущемлены интересы тех или иных народов, проживающих в Татарстане. И предупреждение на том этапе (это было начало 1990-х годов) нам показалось обоснованным. Мы пошли по пути создания реальных прав всем народам. Сейчас у нас два государственных языка – русский и татарский, действует программа поддержки языков народов, проживающих в Татарстане, – чувашского, марийского, мордовского, еврейского и т.д. У нас есть специальная программа открытия национальных школ в местах компактного проживания этих народов. Наши нормативные акты основаны на центристской политике уважительного отношения ко всем народам Татарстана. Это касается и законов, и указов, и постановлений Правительства нашей республики. И это способствует межнациональному согласию, доверительному отношению людей друг к другу.


А сейчас мы ждем принятия федерального закона. И ждем ратификации Европейской хартии “О региональных языках и языках национальных меньшинств”, которую Россия подписала в 1998 году. Но она до сих пор не ратифицирована. А это сдерживает дальнейшую законотворческую деятельность. Если хартия будет ратифицирована, то мы уйдем из-под критики европейских стран. С другой стороны, будут развязаны руки местным законодателям для поддержки региональных языков. Мы же с вами знаем, что многие языки сегодня исчезают с лица земли…


Беседовал Камиль ТАНГАЛЫЧЕВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще