В минувшую субботу Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин в интервью журналистам прокомментировал принятие Госдумой закона “Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти Российской Федерации и органами госвласти Республики Татарстан”.
Выразив удовлетворение успешным завершением очередного этапа работы над договором, Фарид Мухаметшин заметил, что при обсуждении этого законопроекта развернулась очень серьезная дискуссия – представители ряда фракций, в том числе КПРФ, ЛДПР, ряд независимых депутатов выступали против. И при этом почему-то использовали термин “ратификация”, применимый для международных договоров, хотя в данном случае речь шла о принятии федерального закона.
Закон, несмотря на противодейстие, все-таки принят. Прежде всего потому, что, по словам Фарида Мухаметшина, в юридическом плане был тщательно выверен, прошел экспертизу во всех федеральных контрольных структурах, а также был рассмотрен на правительственной комиссии, возглавляемой заместителем Председателя Правительства РФ Александром Жуковым. Конечно, сыграло свою роль и то, что прежний российско-татарстанский договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, подписанный в 1994 году, был направлен, как показало время, прежде всего на объединение Российской Федерации в очень трудные для страны годы. Вся работа по его реализации, подчеркнул Председатель Госсовета, была подчинена укреплению экономической, политической, межнациональной, межконфессиональной стабильности в Татарстане, а значит, это был вклад в стабилизацию положения в Российской Федерации в целом.
Говоря о принятом Госдумой законе, Фарид Мухаметшин назвал важной зафиксированную в нем норму о знании двух государственных языков Президентом Татарстана. “Это, – сказал он, – характеризует стремление к тому, чтобы и к татарам, и к русским, которые живут в Татарстане, будущие президенты республики могли обращаться на их родном языке, мыслить и по-русски, и по-татарски. Это вызовет больше доверия к власти, к человеку, который намерен стать президентом, решать задачи республики и народа”.
В документе, отметил Председатель Госсовета, также прописан механизм рассмотрения коэффициента налога на добычу полезных ископаемых. Ежегодно этот коэффициент будет обновляться и законодательно оформляться. Соответствующие проекты для внесения в Госдуму станут разрабатывать правительства России и Татарстана. “Это, как известно, связано с тем, что нефтяные месторождения Татарстана стареют, добыча углеводородов дорожает. Мы добивались того, чтобы наши нефтяники были конкурентоспособными”, – пояснил Фарид Мухаметшин.
Следующий этап работы над договором – рассмотрение его в Совете Федерации. Ожидается, что верхняя палата обратится к этому документу 21 февраля. “У нас появляется еще одна возможность показать оппонентам наше истинное желание строить новую Россию – федеративную, демократичную, правовую, на базе действующей Конституции РФ”, – подчеркнул глава парламента Татарстана.
Комментируя тот факт, что депутаты Госдумы от Башкортостана проголосовали против принятия закона об утверждении российско-татарстанского договора, Фарид Мухаметшин сказал: “Хотя их стремление инициировать такой же договор имеет право на жизнь, полагаю, недальновидно при этом подставлять ногу тем, кто идет впереди, – первому всегда труднее. Думаю, если дело дойдет до рассмотрения в Госдуме их договора, то депутаты от Татарстана поведут себя более разумно”.