За последние годы в лидеры по темпам экономического развития на постсоветском пространстве неожиданно выбился Азербайджан. В прошлом году его валовой внутренний продукт увеличился на 35 процентов (в 2005 году этот показатель составил 26 процентов). При этом у нашего южного соседа промышленное производство выросло на 37 процентов.
Прибавим ко всему разведанные в этой стране огромные запасы каспийской нефти и газа, и можно с уверенностью предположить, что через 5-7 лет Азербайджан станет одним из самых мощных государств в регионе. Но есть ряд причин, по которым это вряд ли сможет порадовать Россию.
Экономика Азербайджана растет с 1996 года. И в основном этот рост – за счет углеводородов. Особенно крупными проектами стали прокладка в 2005 году нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан и начало добычи газа на месторождении Шах-Дениз в конце прошлого года. Таким образом, Баку становится крупным игроком на европейском нефтегазовом рынке и уже сейчас начал составлять России серьезную конкуренцию, проводя самостоятельную политику в сфере торговли углеводородами.
Однако более тревожным выглядит наращивание Азербайджаном военных мускулов, которые нужны Баку в том числе для разрешения замороженного в 1994 году вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе. Ту войну, как мы помним, азербайджанцы армянам проиграли.
Сегодня военный бюджет Азербайджана растет стремительными темпами. В прошлом году расходы на оборону составили 650 миллионов долларов, а в нынешнем превысят 1 миллиард. Соответствующие показатели Армении выглядят куда скромнее: в 2006 году страна затратила на вооружение 155 миллионов долларов, в текущем году эта цифра увеличится, но и тогда будет в несколько раз меньше, чем тратит Баку. Руководство Азербайджана в последнее время в своих высказываниях даже перестало скрывать собственные планы по возвращению территории Нагорного Карабаха, которую как азербайджанцы, так и армяне считают своими “исконными землями”.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев не так давно заявил: “Я поставил задачу: наш военный бюджет должен быть равен всему бюджету Армении, а возможно, превосходить его, так оно и будет”. После этих слов не остается никаких сомнений в его намерении вернуть Карабах, в том числе и с помощью военной силы.
Напомним, что корни конфликта уходят в далекие времена, но первое обострение проблемы случилось в начале двадцатых годов прошлого века. Тогда после установления в Закавказье советской власти в 1920 году правительство Советского Азербайджана отказалось от претензий по отношению к Карабаху и некоторым другим районам, и они были признаны частью Армении. Однако уже через год решением Кавказского бюро РКП(б), являвшегося региональным органом партии большевиков, Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджана со статусом широкой автономии, хотя население его на тот момент более чем на 90 процентов состояло из армян.
Уже в годы перестройки, в 1988 году, конфликт разгорелся вновь – депутаты Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) вышли с предложением к руководству двух республик передать ее от Азербайджана Армении. Политбюро ЦК КПСС тогда не пожелало выпускать “джинна из бутылки” и попыталось решить этот вопрос, резко улучшив социально-экономическое положение жителей этой территории. Но маховик обострения противостояния двух народов был уже запущен – в 1988 году в азербайджанском городе Сумгаите произошли убийства и избиения армян, тогда беженцами стали 18 тысяч человек.
На следующий год власти Армении и НКАО вопреки противодействию союзного и азербайджанского руководства договорились об объединении. А 20 января 1990 года начались вооруженные погромы армян уже в самом Баку, появились новые беженцы. Тогда в город ввели войска…
Боевые действия между двумя сторонами начались в 1991 году с артиллерийского обстрела азербайджанцами столицы Нагорного Карабаха Степанакерта. Эти бомбардировки впоследствии стали регулярными. Но главные события произошли в 1992-1994 годах, когда армянам, мобилизовавшим все ресурсы, удалось не только освободить Нагорный Карабах, но и завоевать шесть районов, где проживали азербайджанцы. Теперь в беженцев превратились уже жители этих территорий.
Все последние годы между двумя странами велся торг – Армения предлагала оставить себе Карабах и отдать шесть захваченных районов, Азербайджан это предложение отвергал в категорической форме.
Надо отметить, что в начале конфликта, не желая создавать прецедента сепаратизма, руководство СССР в столкновениях двух сторон больше поддерживало власти Баку. Однако когда стало ясно, что бывшие республики превратились в самостоятельные государства, с 1992 года новое российское правительство стало активно (в основном с помощью поставки вооружений) выступать на стороне армян. Во многом в благодарность за это Армения все эти годы оставалась нашим главным и самым надежным союзником в Закавказье.
Но в последнее время Россия оказалась в очень непростой ситуации. Она поставляла оружие двум конфликтующим сторонам в равных объемах, но выросшие аппетиты Азербайджана требуют увеличения закупок, в противном случае Баку может обратиться к Западу. Но и Армению в этой ситуации также никак нельзя обидеть, тем более что речь идет о безопасности этой страны.
Сегодня можно с точностью предсказать лишь одно – чем бы ни закончилось противостояние двух противоборствующих сторон, Россия в этом конфликте будет вынуждена принимать самое активное участие. Даже в силу того, что Армения является членом Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), члены которой обязаны оказывать друг другу всемерную помощь, в том числе и военную.