Президенту Украины навязали “монаршие обязанности”

В конце прошлой недели президент Украины Виктор Ющенко распрощался с последними властными полномочиями, которые у него оставались.

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

В конце прошлой недели президент Украины Виктор Ющенко распрощался с последними властными полномочиями, которые у него оставались. И самое обидное для него – содействовала этому его недавняя идейная союзница Юлия Тимошенко. Фракция “Наша Украина”, поддерживающая президента, назвала случившееся “антиконституционным переворотом”.


Украинский парламент уже давно пытался ввести в действие закон о кабинете министров, но президент неизменно накладывал на него вето, преодолеть которое из-за нехватки голосов Верховная Рада никак не могла. Однако все изменилось после того, как к коалиции, поддерживающей премьера Виктора Януковича, в парламенте неожиданно присоединилась фракция Блока Юлии Тимошенко (БЮТ). Для преодоления вето требовалось две трети депутатов, или 300 голосов, а за закон проголосовало 366 избранников.


Теперь система власти на Украине в корне изменилась. Отныне Ющенко никак не может влиять на процесс утверждения премьера и силовых министров. Согласно закону, большинство в парламенте определяет свою кандидатуру премьера и предлагает президенту внести ее на рассмотрение. Если он не делает этого в течение 15 дней, Верховная Рада отказывается от его услуг и сама назначает главу правительства. Та же процедура предусмотрена и при назначении министров обороны и иностранных дел, которых до сих пор выдвигал только президент.


Единственное, чем Ющенко может воспользоваться в такой ситуации, – это оспорить принятый закон в Конституционном суде. И, по его словам, этим правом он воспользуется.


Между тем некоторые СМИ уже сравнили новую роль президента Ющенко на Украине с ролью королевы Великобритании, которая выполняет лишь представительские функции, являясь фигурой протокола. Действительно, должность почетная и даже во многом приятная, но вот к реальной политике не имеющая практически никакого отношения – как можно управлять страной, если неподконтролен ее главный исполнительный орган, который и занимается непосредственно управлением?


После этого неизбежно встанет вопрос и о всенародных выборах президента: какой смысл тратить столько денег на избрание политика, который всего лишь выполняет роль свадебного генерала?


Что же толкнуло Юлию Тимошенко на союз с ненавистной ей Партией регионов Януковича, да еще при том, что всего месяц назад она заявляла, что никогда не проголосует за закон о кабинете министров? Причин этому, видимо, несколько. Во-первых, в результате торга между ней и Партией регионов была достигнута договоренность, согласно которой в обмен на голосование фракции Тимошенко за закон о кабинете министров парламентское большинство Януковича поддержит давно продвигаемый БЮТ закон об оппозиции. Во-вторых, имела место и личная обида – президент Виктор Ющенко очень неохотно шел в последнее время на контакт с “оранжевой леди” и даже часто отказывал ей во встречах. Но главным является все-таки стратегический замысел Юлии Тимошенко на роспуск и перевыборы парламента. Сделать это она уговаривает Ющенко уже давно.


Политические позиции нынешнего президента Украины сегодня весьма слабы как на самой Украине, так и на Западе. В нем разочаровалось большинство тех, кто его когда-то поддерживал как с одной, так и с другой стороны границы. И Юлия Тимошенко хорошо понимает, что если Виктор Ющенко распустит парламент (а принятый закон о кабинете министров этому может очень поспособствовать), избиратели, голосовавшие за фракцию президента, отдадут свои голоса представителям БЮТ. В этом случае Юлии Тимошенко удастся, как минимум, значительно увеличить количество мест в Раде, а как максимум – завоевать в ней большинство. А это уже шанс на премьерское кресло, упустить который “оранжевая леди” никак не может.


А между тем за всеми этими интригами и борьбой за власть Украина и сама не заметила, как де-факто первой в СНГ превратилась в парламентскую республику, в то время как остальные члены Содружества продолжают оставаться президентскими. Опыт же молодых демократий свидетельствует, что в условиях неразвитости партий и системы политических сдержек и противовесов наиболее эффективна государственная модель, при которой исполнительная власть концентрируется в руках одного политика, поддерживаемого большинством общества. Парламентское же устройство больше подходит для развитых демократий с четко отлаженным механизмом взаимодействия ветвей власти. А если учитывать, что в Верховной Раде, ставшей, по сути дела, во главе государства, представители двух его очень разных частей – востока и запада будут представлены примерно в равном количестве, можно с уверенностью предсказать, что политическая стабильность наступит в этой стране не скоро.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще