Самооблагайтесь на здоровье!

Собираясь пускать шапку по кругу для того, чтобы отремонтировать подъезд, установить в нем железную дверь или домофон, жители конкретного дома и не подозревают, что занимаются так называемым самообложением.

Собираясь пускать шапку по кругу для того, чтобы отремонтировать подъезд, установить в нем железную дверь или домофон, жители конкретного дома и не подозревают, что занимаются так называемым самообложением. В соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” решение о самообложении граждан должно приниматься на референдуме (в муниципальных образованиях с малой численностью населения – на сходах граждан). Конечно, если дело касается не одного подъезда, а всего поселения.


Жителям Татарстана старшего возраста, особенно сельчанам, известен ряд правительственных решений по вопросам самообложения. Эти решения принимались в 40-х, 60-х и 80-х годах прошлого века. В частности, постановление Совета Министров СССР 1948 года обязывало руководство республик, краев и областей производить строительство жилых домов при сельских школах за счет средств, собранных путем самообложения, наряду с использованием этих средств на ремонт школ и другие мероприятия; привлекать колхозы к проведению работ по строительству жилых домов при сельских школах и оплачивать колхозам и колхозникам выполненные ими работы по строительству указанных домов за счет средств самообложения. В 1984 году Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ о самообложении сельского населения, которым этот перечень мероприятий был расширен. В него включили мероприятия, на которые могут расходоваться средства самообложения: ремонт больниц и других лечебно-профилактических учреждений, библиотек, клубов в сельских населенных пунктах, радиофикация сельских населенных пунктов и т.д.


В ходе реализации известной “монетизации” в подчинение муниципалитетов передали учреждения образования, здравоохранения, культуры, ЖКХ. Если ранее эти вопросы более или менее контролировались на республиканском уровне органами государственной власти, то по Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” они делегируются на уровень городских и сельских поселений. В органах местного самоуправления встает вопрос о принятии собственного бюджета. И вот тут начинаются практически неразрешимые трудности. Расходных полномочий у них, получается, хоть отбавляй, а доходных поступлений для выполнения требуемых функций явно недостаточно. Каким же образом сформировать муниципальный бюджет?


Сегодня в Татарстане 999 муниципальных образований. Можно себе представить, что произойдет, если все их руководители придут к министру финансов республики “с протянутой рукой”.


За рубежом институт самообложения строится на филантропии отдельных юридических и физических лиц. Так, во многих европейских государствах созданы благотворительные фонды, используется спонсорская помощь. (Такая форма финансовой помощи, как добровольные пожертвования, предусмотрена и статьей 55 Федерального закона о местном самоуправлении.)


В странах Западной Европы филантропия стала постоянной деятельностью грамотных политиков и талантливых бизнесменов, которые в сотрудничестве с некоммерческими организациями реализуют стратегии развития социального и культурного пространства муниципалитетов. Филантропия за рубежом – это престижная деятельность, поднимающая общественный статус людей, вкладывающих средства, опыт и способности в развитие общества.


Положительные наработки филантропической деятельности есть и в Татарстане. Так, указом Президента республики от 16 октября 2006 года, как известно, образован Республиканский совет по вопросам благотворительной деятельности и утвержден его состав. Основная цель совета – развитие и поддержка благотворительной деятельности в Татарстане, осуществление взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, общественными объединениями, благотворительными организациями, юридическими и физическими лицами.


Нельзя не обратить внимания на то, что в указе предложено главам муниципальных районов и городских округов, органам местного самоуправления активно содействовать реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности.


Показательна также статья 56 Федерального закона о местном самоуправлении, в которой доходы местного бюджета предлагается пополнять “средствами самообложения граждан”. Под ними понимаются “разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения”. Если к ним относится функционирование школ, больниц, библиотек, пожарной службы, муниципальной милиции и т.д., а бюджетное финансирование осуществляется очень скудно, то “самообложение граждан” будет уместным источником дополнительных финансовых средств.


Как осуществляются эти положения Федерального закона о местном самоуправлении? В двух муниципальных районах Татарстана уже прошли местные референдумы по самообложению граждан. Так, 13 августа они состоялись в 19 сельских поселениях Верхнеуслонского района. Итоги местного референдума в Коргузинском сельском поселении, например, показали, что жители приняли в нем активное участие, и это на фоне значительного снижения общественной активности населения. Из 622 участников референдума приняли участие в голосовании 508 человек, что составило 81,7 процента. За самообложение граждан проголосовало 69,1 процента – это та активная часть населения, которая заинтересована в решении местных проблем содержания и строительства дорог, установки противопожарного оборудования, очистки колодцев, строительства мостов на территории поселений.


Аналогичный референдум 8 октября прошел в Арском районе.


Принципиально важен вопрос подготовки органами местного самоуправления перечня мероприятий, на которые могут быть направлены народные денежки, собранные в виде самообложения. Это необходимо для того, чтобы люди сразу могли увидеть, на что им предстоит раскошелиться.


Причем придумка эта не местного масштаба, ее авторами являются федеральные органы государственной власти. Разработка подобного положения – обязательное требование Федерального закона о местном самоуправлении.


Однако для введения самообложения в действие прежде всего необходимо провести местный референдум. Решит большинство казанцев, нижнекамцев, арчан – “поможем родному городу, селу!” – остальным деваться будет некуда. “Данью” обложат каждого, за исключением отдельных категорий граждан. Так, Федеральным законом о местном самоуправлении установлено, что количество граждан, которые могут быть частично освобождены от самообложения, не должно превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования. Для них размер платежей может быть уменьшен. На референдуме заодно определят его размер и установят его абсолютную величину одинаковой для всех жителей муниципального образования.


Необходимо отметить, что самообложение – это не налог. Подобные вопросы решаются только на местном референдуме, и к моменту его проведения необходимо знать, сколько средств и куда направлять, куда и на какой счет в банке зачислять деньги.


Инициатива проведения местного референдума по введению разовых платежей может быть выдвинута жителями муниципального образования, избирательными объединениями, представительным органом муниципального образования и главой местной администрации совместно.


В связи с этим назревает необходимость принятия по данному вопросу муниципального правового акта, который регулировал бы вопрос самообложения граждан на соответствующей территории. К числу положений, которые в соответствии с федеральным законодательством должны быть в нем закреплены, относится порядок введения разовых платежей. Одним из его положений должно быть обоснование необходимости введения разовых платежей. Оно должно содержать: сметы расходов, необходимых для решения конкретного вопроса местного значения, на организацию и проведение местного референдума, на организацию сбора разовых платежей; сведения об общем числе граждан – жителей муниципального образования, которые могут быть плательщиками разовых платежей; расчет числа жителей, относящихся к категориям граждан, для которых размер разовых платежей предполагается уменьшить; сумму, которую предполагается собрать в порядке самообложения.


Необходимо также закрепить порядок сбора разовых платежей. Это процедура оповещения жителей после референдума. К данной процедуре можно отнести уведомление, в котором излагается решение о введении разовых платежей, бланки деклараций по разовым платежам и разъяснение порядка заполнения и подачи декларации по разовым платежам. Здесь же следует закрепить положение об отсрочке внесения платежей в отношении тех жителей, ежемесячный доход которых не превышает размера их разовых платежей, а также тех жителей, которые по иным уважительным причинам не могут своевременно внести деньги.


Важным является и определение порядка использования разовых платежей. Несомненно, в нем должно быть закреплено, куда направляются собираемые средства самообложения, использование разовых платежей, а также порядок информирования жителей через средства массовой информации.


Ильшат МИННЕГУЛОВ,
кандидат юридических наук

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще