После прошедших в США парламентских выборов расклад политических сил в стране принципиально изменился: впервые с 1994 года править бал в конгрессе будут соперники президента – демократы. Все наблюдатели сходятся на том, что основной причиной провала республиканской партии на выборах явились неудачи администрации Буша в проведении войны в Ираке. Однако приход в конгресс демократов эти неудачи, скорее всего, только усугубит.
Уже давно замечено, что сегодняшнее американское общество по своему идейно-психологическому состоянию чем-то напоминает советское 70-80-х годов. Даже при наличии не одной, как в СССР, а двух вроде бы противоборствующих партий. До вторжения в Ирак пропагандистская машина единственной сверхдержавы работала в такую силу, что голоса против войны в Ираке в общем хоре за ее развязывание были практически не слышны. Даже в оппозиционном стане демократов немногие в то время открыто и однозначно выступали против вооруженного вторжения.
Однако за время военных действий и к обществу, и к политикам пришло горькое понимание истины: самого повода (наличия у Хусейна ядерного оружия) к развязыванию войны у США и их союзников не было. Более того, этот предлог был искусственно изобретен спецслужбами в угоду политической конъюнктуре. Но главное – не удалось достичь ни одной цели, которые были изначально поставлены. Навязывание демократии в Ираке извне вызвало лишь кровавые межэтнические и межконфессиональные конфликты среди народов, там проживающих. А потери самих американцев и их союзников измеряются уже сотнями.
В такой ситуации от пришедших в конгресс демократов американские избиратели ждут прежде всего изменения политики в Ираке. Но эта партия, оказавшаяся у власти в парламенте в такой не подходящий для себя момент, невольно угодила в ту же ловушку, в которой находится Буш, и будет вынуждена делить с ним всю ответственность за происходящее. Думается, самые прагматичные демократы сегодня с великим облегчением отказались бы от той победы, которую им уготовил избиратель. Ведь выбор у американской власти сегодня невелик как никогда: уйти из Ирака – значит для сверхдержавы расписаться в бессилии и потерпеть поражение, сравнимое только с позором Вьетнама; остаться – также смерти подобно, ведь антивоенные настроения в обществе нарастают со скоростью снежного кома.
По всей видимости, демократы в ближайшие два года до президентских выборов будут как-то пытаться воздействовать на администрацию Буша в части изменения политики в этой оккупированной стране. “Время бездействующего конгресса прошло. Америка недвусмысленно высказалась за демократов, которые поведут страну в другом направлении”, – заявил на днях лидер демократов в сенате Гарри Рейд и добавил, что смена курса будет касаться и Ирака.
Это заявление вполне объяснимо – демократам необходимо сохранить лицо и постараться добиться избрания через два года своего президента. Но от этого положение американцев в Ираке может только ухудшиться – любые споры и дрязги в руководстве во время войны всегда идут только во вред. Во время вооруженного противостояния с внешним противником и в обществе, и во власти необходимо полное единство, которого сейчас в США нет и в помине.
Новая политическая ситуация в Соединенных Штатах делает все более вероятным самый пессимистический сценарий развития событий в Ираке. Вероятно, в ближайшие годы эту страну ожидает неконтролируемый развал на курдскую, шиитскую и суннитскую части со всеми вытекающими последствиями – кровавыми этническими чистками, пограничными войнами, всеобщим хаосом и подключением к конфликту заинтересованных сопредельных государств.
И запланированная американцами казнь Саддама Хусейна вряд ли что-то сможет поменять в этом сценарии. Скорее наоборот – бывший диктатор у многих простых иракцев приобретет ореол мученика, погибшего от рук агрессора, а время его правления (как бы то ни было, но время мирное и стабильное) в народе будет восприниматься с ностальгией.
Американцам дальнейшее развитие событий также не несет ничего хорошего. С каждым днем пребывания их в оккупированном Ираке угроза повторения вьетнамского сценария только нарастает. И это то будущее, которое американские политики боятся сегодня себе представить даже в страшном сне.