На первом заседании ХХVI сессии Госсовета, которое состоялось 12 октября, депутаты отклонили представленные Правительством республики поправки в Закон РТ “О транспортном налоге”. Дать оценку сложившейся ситуации мы попросили первого заместителя министра финансов – директора Департамента казначейства Минфина Марата Шагитова.
– Марат Фоатович, в чем заключалась необходимость внесения поправок в существующий в республике Закон “О транспортном налоге”, которые, как я понимаю, увеличивают сумму этих сборов?
– Думаю, никто не будет спорить, что качество дорог как в стране в целом, так и в нашей республике – в частности, говоря очень мягко, оставляет желать лучшего. Мог бы назвать множество цифр, об этом свидетельствующих, но об этом и так всем известно. Скажу лишь вот что. В последние месяцы и недели приходят сообщения о крупных автомобильных катастрофах на дорогах республики. Мы теряем самое ценное – человеческие жизни, и явление это приобретает угрожающие масштабы. Следя за такими печальными новостями, нельзя не заметить, что большая часть трагедий на дорогах случается при обгонах, в лобовых столкновениях. На первый взгляд это не связано с качеством полотна, но представьте: если бы у нас в большинстве мест было одностороннее движение, скольких жертв удалось бы избежать. Вот вам цена наполнения Дорожного фонда, куда направляется и транспортный налог. А из маленьких финансовых ручейков и образуется река, из которой можно черпать средства на такое недешевое дело, как возведение современных трасс. Даже если мы построим на собранные средства один, два, три километра качественных дорог, то это уже будет результат, так как мы будем знать, что на этих километрах не погибнут люди. Во всяком случае, из-за качества проезжей части. Говорить о поломке техники и механизмов на плохих дорогах даже не считаю нужным – все это вторично в сравнении с людскими жизнями.
– Людей волнует, насколько эффективно используются взимаемые налоги, все ли деньги из собранных вкладываются в строительство дорог и в улучшение их качества.
– Наш департамент, помимо того, что занимается проведением платежей, обеспечением исполнения бюджета, осуществляет и контроль за строительством самых разных объектов, в том числе и дорог. В данном случае департамент выступает как независимая, незаинтересованная сторона, которая оценивает качество работы и взаимоотношения подрядчика и заказчика. За прошлый год и первое полугодие нынешнего нами было проверено 68 объектов строительства дорог с выездом на места. Замечаний по качеству работ, используемых материалов, технологий было немало. Финансовые претензии к заказчикам и подрядчикам составили более 30 миллионов рублей. Сумма всех работ, которые были переделаны и доведены до конца по нашему требованию, составила 17 миллионов рублей. Материалы проверок мы передаем в правоохранительные органы, которые решают вопрос о возбуждении на их основе уголовных дел. Так что контроль нами осуществляется довольно жесткий.
– Сегодня часто приходится слышать, что деньги собираются на дорожное строительство большие, а дороги становятся все хуже. Насколько это мнение, на ваш взгляд, справедливо?
– Если говорить о Татарстане, то это не во всем объективно. У меня в руках несколько страниц с перечислением улиц Казани, которые были полностью реконструированы за последние два года. Отремонтированы выезды из города, дорога в аэропорт, другие объекты. И работа идет не только в столице. Отремонтированы мосты по дороге в Чистополь, дороги в других местах. Но надо признать, что большинство этих работ были проведены благодаря празднованию 1000-летия Казани, а на повседневные нужды выделяемых денег действительно не хватает. По нормативам дорожное полотно необходимо капитально ремонтировать один раз в восемь лет, то есть мы должны ежегодно реконструировать восьмую часть из 13 тысяч дорог с твердым покрытием, существующих в республике. Реально же эта цифра составляет 600 – 700 километров. Полотно попросту разрушается от хронического недоремонта. О том, что реальное финансирование дорог с 2000 года снизилось в три раза, уже не раз говорилось с разных трибун. Что касается транспортного налога, то он не менялся у нас с 2004 года. Между тем решение о повышении ставки транспортного налога со следующего года уже приняли в Нижегородской области, Санкт-Петербурге, других городах. А в Башкирии по некоторым категориям транспорта налог и сегодня больше, чем в Татарстане.
– Насколько серьезную финансовую помощь в строительстве дорог окажут средства, поступающие от взимания транспортного налога?
– Транспортный налог является одним из трех источников поступлений в Дорожный фонд. Кроме него используются еще бюджетные средства (которые тоже ограничены) и акцизы. Но необходимо еще сказать вот о чем. Недавно в Ярославле прошло заседание Президиума Госсовета страны, где рассматривался вопрос дорожного строительства. На нем представители российского Правительства упрекали руководителей многих регионов за то, что те, не желая вкладывать собственные средства в это дело, лишь ждут подачек из центра. С другой стороны, когда федеральное Правительство увидит, что субъект действительно заинтересован в улучшении качества своих дорог, в частности, пытается использовать все резервы, в том числе и такой источник, как транспортный налог, его шансы на получение дополнительной финансовой помощи из центра значительно возрастают. Тот же, кто ничего не делает, обречен на все более увеличивающееся отставание в модернизации дорог и их инфраструктуры. Наша республика этого позволить себе не может.
– Главным аргументом парламентариев при отклонении поправок в Закон “О транспортном налоге” было отсутствие дифференциации между различными группами населения. Скажем, деревенский пенсионер со стареньким “Москвичом” вряд ли сможет платить столько же, сколько преуспевающий предприниматель, имеющий новую иномарку. Учтен ли этот фактор в поправках Правительства?
– Давайте говорить, опираясь на конкретные цифры. Около 90 процентов владельцев в республике имеют в своем распоряжении транспорт мощностью до 100 лошадиных сил. Сюда входят автолюбители, владеющие “Жигулями” всех модификаций, относительно недорогими, так называемыми бюджетными иномарками, другими машинами малого и среднего класса. Так вот, к примеру, владелец “четверки” или “семерки” платит сегодня в год 544 рубля, а будет платить в случае принятия поправок 725 рублей. Разница составляет меньше двухсот рублей. Что такое сегодня двести рублей – это десять литров бензина, а вся сумма транспортного налога равносильна полной заправке 40-литрового бака той же “семерки”. И не забывайте, что эти деньги взимаются лишь раз в год.
Теперь о дифференциации в зависимости от доходов людей. Для владельцев джипов, престижных дорогих иномарок сумма взимаемого налога увеличится в два раза больше, чем для категории автовладельцев, о которых я только что говорил. Например, владелец “Лэнд Крузера” сегодня платит в год 11250 рублей. А в случае принятия поправок будет отдавать уже 15 тысяч. И это справедливо, так как эта группа автовладельцев имеет доходы, позволяющие содержать дорогую машину. Теперь сравните две цифры – 725 рублей и 15 тысяч. Разве это не дифференциация по доходам?
Кроме того, закон предусматривает различные льготы для владельцев машин с мощностью до 100 лошадиных сил. Это инвалиды первой и второй групп, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, другие категории. От уплаты налога освобождается вся техника, которая используется для производства и перевозки сельхозпродукции, есть отдельные льготы для машин, которые имеют, например, предприятия, расположенные в особой экономической зоне в Елабуге.
– Марат Фоатович, и все-таки пока наименее платежеспособным является сельское население. А там еще до сих пор очень многие ездят на мотоциклах. Сколько платят и будут платить владельцы этой техники?
– Для владельцев мотоциклов ничего не меняется. Те, кто ездит на “ИЖах”, “Днепрах”, “Уралах”, как платили, так и будут платить пять рублей за одну лошадиную силу. А вот на дорогие импортные мотоциклы – “Харлеи”, “БМВ” и другие, расценки совсем иные – они отдают уже по 50 рублей за “лошадку”. Так что и здесь подход разный.
– Насколько, на ваш взгляд, высока вероятность того, что предложенные Правительством поправки будут приняты парламентом?
– Скажу лишь одно: и Правительство, и парламент должны работать в интересах людей, а в интересы людей входит и возможность передвигаться по хорошим, безопасным дорогам. Вместе с тем Правительство всегда открыто для диалога, внимательно прислушивается к замечаниям и предложениям, которые представляют парламентарии. В данной ситуации это целиком и полностью относится и к поправкам к Закону “О транспортном налоге”. Мы готовы к совместной с парламентом плодотворной работе.
Беседовал Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ, “РТ”