На прошлой неделе целая череда взрывов потрясла курортные города Турции. И на этот раз не обошлось без человеческих жертв, в числе пострадавших немало иностранцев. Трагедии вновь напомнили о загнанной вглубь, но периодически дающей о себе знать кровавыми драмами проблеме в этом регионе.
Ответственность за теракты взяли на себя курдские сепаратисты, более того, они разместили на своем сайте информацию о том, что посещение курортов в этой стране является небезопасным для туристов.
Направление удара вполне очевидно, ведь туристический сектор является основным поставщиком денег в казну Турции. Однако немногим известно о самой сущности конфликта, число жертв которого на протяжении многих десятилетий измеряется уже десятками тысяч человек.
Сегодня по всему миру насчитывается около 30 миллионов курдов – это самый многочисленный народ, не имеющий своего государственного образования. И весь прошлый век усилия его лидеров были направлены на создание независимого Курдистана. Однако проблема в том, что большая часть этой народности компактно проживает на территориях четырех стран – Ирака, Ирана, Турции и Сирии, которым идея создания нового государства на их землях совсем не кажется удачной. Каждая из этих четырех стран имеет очень большое влияние в регионе, в то же время между ними существуют острейшие противоречия. Объединяет их, пожалуй, одно – желание избавиться от курдского сепаратизма, иногда – любой ценой, невзирая на жертвы.
В той или иной степени курды ущемляются во всех этих государствах, что, впрочем, вполне объяснимо – территории их компактного проживания являются постоянным очагом нестабильности. Однако особой нетерпимостью к сепаратизму этого национального меньшинства отличались Турция и – до последнего времени – Ирак. Первая давно пытается стать неформальным лидером всех тюрков – от народов Средней Азии, Казахстана, этносов, проживающих в России, до болгар и венгров, а также финно-угорских народов, которые официальная турецкая историография также причисляет к потомкам тюрков. По этой логике и курды были объявлены не независимым этносом, а лишь “горными турками” со всеми вытекающими отсюда последствиями. Военные и жандармерия Турции периодически устраивают рейды в районы проживания курдов, в ходе которых гибнут десятки мирных жителей. Европа и Америка смотрят на все это достаточно спокойно – Турция является членом НАТО и незаменимым военным плацдармом этого военного блока в регионе. Такую политику приветствовал в свое время и Саддам Хусейн, разрешивший в 1984 году турецким войскам, преследовавшим курдских партизан, без проблем заходить на приграничные территории своего государства. Но и сам иракский лидер не бездействовал – в его стране курды подвергались массовому геноциду, против них использовалось даже химическое оружие.
Теперь же по инициативе оккупировавших Ирак американцев курдская община, как никогда, укрепила свое положение в этой стране. Сегодня курды играют здесь значительную политическую роль, их представители вошли практически во все властные структуры Ирака. А учитывая, что власть – это и распределение финансовых потоков, и доступ к оружию, трудно ожидать, что курды Ирака не окажут всемерного содействия в борьбе за освобождение своим собратьям в Турции. Поэтому активизация террористической деятельности курдов в этой сопредельной стране совсем не кажется неожиданной.
Курдскую проблему на протяжении всего прошлого века разные государства пытались использовать в своих целях. Вот и теперь этот независимый и воинственный народ понадобился США, чтобы хоть как-то попытаться укрепить посаженное ими марионеточное правительство в Ираке. Сверхдержава преследует здесь свои политические цели. Только вот положению Турции – верной ее союзницы, равно как и туристов, отдыхающих на ее курортах, в этой ситуации вряд ли позавидуешь.