Грузинский президент Михаил Саакашвили продолжает линию на присоединение двух отколовшихся республик – Абхазии и Южной Осетии, действуя, что называется, не мытьем, так катаньем. В последние дни при помощи военной силы был отстранен от власти не пожелавший подчиняться Тбилиси наместник в Кодорском ущелье Эмзар Квициани, а затем туда переехало так называемое правительство Абхазии в изгнании, полностью подчиняющееся Грузии. Последний шаг вызвал негодование у руководства непризнанной республики, министр иностранных дел которой Сергей Шамба прямо заявил: “Это не оставит никаких возможностей для решения вопроса дипломатическим путем. Остается один путь – военный”.
Напомним, что Кодорское ущелье до войны 1992-1993 годов между Грузией и Абхазией входило в состав последней. Саакашвили, понимая это, сделал достаточно болезненный для абхазов политический ход, расположив там правительство, членов которого в Сухуми считают изменниками и предателями национальных интересов. Однако подобные политические игры могут иметь печальные последствия. В последние дни в связи с этим событием в Абхазию начали массово прибывать добровольцы из кавказских республик России – Кабардино-Балкарии, Южной Осетии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии. Многие из них воевали в первую грузино-абхазскую войну. Их воинственность, привычка горцев действовать самостоятельно, не подчиняясь ничьим приказам, могут сыграть злую шутку. Если добровольческие соединения начнут самовольно просачиваться в Кодорское ущелье, процесс развязывания военных действий станет уже не управляемым ни из Сухуми, ни из Тбилиси, ни из Москвы. Такую опасность хорошо понимает президент Абхазии Сергей Багапш, который призвал добровольцев умерить пыл, заявив, что все военные операции, если таковые и будут проводиться, должны четко координироваться единым командованием. Но насколько этот призыв будет услышан? Конечно, руководители и рядовые жители Абхазии рассчитывают в первую очередь не на помощь добровольцев, а на поддержку российской армии. И рассчитывают, по всей видимости, небезосновательно.
Нашу страну принято обвинять в том, что она, демонстрируя имперские замашки, оказывает содействие, по сути дела, сепаратистским режимам. И это при том, что сама сталкивается с такой же проблемой на Северном Кавказе. Но если проанализировать ситуацию с Абхазией и Южной Осетией, то нельзя не заметить: путь на отделение от Грузии и вхождение в зону российского влияния выбрали прежде всего сами граждане двух республик. России же, скажем честно, и без этого проблем на Кавказе хватает.
Если вспомнить историю, то необходимо признать: все нынешние конфликты в этом регионе закладывались еще в позапрошлом веке. Тогда за влияние на Кавказе боролись Иран, Турция и Россия. Победу нашей стране обеспечило в том числе и то, что многие кавказские кланы, ведя беспрерывные межэтнические и межплеменные войны, приходили к выводу о необходимости мощной силы, которая стала бы арбитром, посредником в этих конфликтах и остановила полное самоуничтожение некоторых кавказских народов. Этой силой была Россия.
И сегодня ситуация поменялась мало. Вспомним хотя бы выборы президента Абхазии в конце 2004 года. Тогда противостояние двух блоков – Сергея Багапша и Рауля Хаджинбы привело к расколу республики на два враждебных лагеря и вполне могло бы за-
кончиться братоубийственной войной. И не секрет, что ситуация была урегулирована только после активного вмешательства России. И это только один из примеров множества конфликтов и противоречий, существующих в этом регионе. Слабая и не имеющая никакого авторитета на Кавказе Грузия на роль подобного арбитра явно не годится.
Есть у абхазской и югоосетинской сторон и чисто меркантильный интерес дружить с нашей страной – население республик живет большей частью за счет туризма, а ездят отдыхать в эти края в подавляющей массе россияне. Основным рынком для сельхозпродуктов республик также является Россия, а наш бизнес в последние годы начал делать крупные вложения в недвижимость и создание туристической инфраструктуры в Абхазии и Южной Осетии. И, наконец, Россия уже не в состоянии игнорировать тот факт, что подавляющее большинство их жителей сегодня, получив паспорта нашей страны, де-факто являются ее гражданами. А любая уважающая себя держава защищает своих подданных всеми доступными средствами.
С другой стороны, с самого начала своего прихода к власти в Грузии Михаил Саакашвили поставил цель вернуть мятежные республики и приступил к форсированному укреплению своих вооруженных сил при помощи США, начал масштабные закупки боевой техники и вооружений, создал достаточное количество хорошо обученных и боеспособных воинских подразделений.
Все эти факторы свидетельствуют лишь о том, что война Грузии с отделившимися республиками, к которой, видимо, неизбежно приведет ход дальнейших событий, будет исключительно беспощадной и кровопролитной. И Россия вынуждена будет где явно, а где тайно принимать в этом конфликте самое деятельное участие.