Правительство республики, как известно, обладает законодательной инициативой. Другими словами, Кабинет Министров РТ может вносить на рассмотрение республиканского парламента законопроекты, которые необходимы исполнительной власти. Насколько эффективно Правительство пользуется этим правом, насколько качественные документы готовит, как взаимодействует в этой области с другими ветвями власти и уровнями управления? Эти и другие вопросы рассматривались вчера на очередном заседании Кабинета Министров.
Как выяснилось, Правительство впервые за последние годы на таком уровне обсуждало эти проблемы. А вопрос назрел. С одной стороны, как отметил докладчик – министр юстиции Мидхат Курманов, министерства и ведомства нередко нарушают регламентные сроки предоставления законопроектов в парламент, с другой (жизнь заставляет), сверх плана засылают в Госсовет законопроекты, которые необходимо принимать исходя из появляющихся новых федеральных законов. Причем “сверхплановые” законы приходится разрабатывать и принимать в экстремально короткие сроки, как это было с “печально” известным 131-м федеральным законом о муниципальной реформе.
Спешный порядок подготовки законопроектов, как отметила секретарь Госсовета Валентина Липужина, приводит к тому, что страдает качество законов, из-за чего Президент возвращает уже принятые законы на доработку. Иногда закон вступает в силу, но в течение года в него постоянно приходится вносить изменения. В итоге пользователи просто не знают, в каком виде сегодня применяется тот или иной закон.
О качестве вносимых в Госсовет законопроектов говорит и тот факт, что во втором чтении в документ депутаты вносят десятки поправок. Причем и само Правительство – разработчик документов – вносит в первоначальный вариант коррективы. Иногда принимаемый в третьем чтении закон сильно отличается от предложенного разработчиками проекта, в том числе и в концептуальном плане.
Нередко депутаты “пекут законы”, как стахановцы. По регламенту, законопроекты для обсуждения на сессии должны вноситься в парламент не позднее рассмотрения повестки дня на заседании Президиума Госсовета. Иногда же депутатам предлагаются документы за… сутки до начала работы парламента. Эксперты работают ночью, чтобы к утру дать свое заключение. Конечно, случается, что в законы вкрадываются неточности, допускается несогласованность.
О взаимодействии разных ветвей власти в разработке и принятии законов говорила и начальник правового управления Президента РТ Раиса Сахиева. Нужно работать согласованно, не дожидаться, пока прокуратура вынесет свои протесты на принимаемые законы. Первый вице-премьер Равиль Муратов и вовсе предложил министерствам и ведомствам, которые предлагают принять те или иные законы, предоставлять законопроекты, их обоснование вместе с заявкой. Чтобы Правительство сразу видело, что именно будет приниматься парламентом.
Мы много пишем пустых бумаг и не принимаем мер к тем, кто готовит некачественные документы, отметил Премьер-министр Рустам Минниханов. Иногда документы просто “забрасываются” в Правительство, и их авторы ждут: а какая будет реакция? А вдруг бумага получит дальнейший ход. По логике, считает премьер, документ сначала должен прийти на экспертизу в Минюст, а потом уже поступать в рассылку в министерства и ведомства. Мы же сначала проект пишем, долго-долго его согласовываем, а на последней стадии выясняем, что у прокуратуры есть возражения. Почему бы, учитывая этот факт, не начинать работу с прокуратуры? Там, где это поняли, работа идет намного быстрее.
Все ветви власти, отметил Рустам Минниханов, должны четко определить свои полномочия, в том числе и муниципальные органы (там нормотворческая работа – и вовсе непаханное поле), которые иногда принимают документы, не подозревая о том, что они противоречат существующим законам. В Правительстве система взаимодействия более-менее выстроена, она работает. Сегодня ее нужно усовершенствовать так, чтобы по кабинетам не ходили пустые бумаги.
В заседании Правительства приняли участие руководитель Аппарата Президента РТ Юрий Камалтынов, представители органов исполнительной власти, депутаты Госсовета.