Пока весь мир обсуждал итоги прошедшего футбольного чемпионата и наблюдал за проведением саммита “Большой восьмерки”, события на Ближнем Востоке приняли весьма опасный для региона характер. Неожиданно для многих Израиль приступил к войне на территории Ливана.
Никто лучше Израиля, пожалуй, не знает, как уничтожать лидеров экстремистов и их базы – это разведывательная деятельность, методичный сбор информации, а затем меткие ракетно-бомбовые удары из высокоточного оружия. Причем мир не раз являлся свидетелем того, как абсолютно ничего не подозревавшие недруги еврейского государства гибли от попадания ракет даже в легковых автомобилях, двигаясь по людным улицам городов. И уж, конечно, израильским силовикам известно, что борьба с террористами при помощи масштабной войсковой операции не только затруднительна, но и крайне малоэффективна. Это убедительно показала практика: на несколько десятков уничтоженных в Ливане террористов приходятся уже сотни погибших мирных граждан (по последним данным, их уже более шестисот). Поэтому абсолютно понятно, что при вторжении в сектор Газа, а затем в Ливан для израильтян уничтожение боевиков Хизбаллах было изначально “делом седьмым”, а их солдаты, захваченные в плен арабами, явились лишь предлогом для развязывания войны.
Настоящие причины конфликта, думаю, в том, что с начала девяностых годов прошлого века геополитическая картина мира кардинально изменилась. С распадом Советского Союза больше не осталось той мощной силы, которая при любом раскладе в конфликте израильтян с арабским миром сразу становилась на сторону последнего. Ситуация же в этом регионе с того времени поменялось мало – все тот же вялотекущий арабо-израильский конфликт, чем радикальные силы в еврейском государстве были крайне недовольны. И они решились наконец продемонстрировать свои окрепшие (чего не скажешь об арабских странах) военные мускулы и показать недружественным соседям, на что способна их армия в случае масштабного конфликта. Это, как рассчитывают израильтяне, поможет сделать палестинцев более сговорчивыми на переговорах и остудит многие горячие головы.
Другой целью израильтян было желание устроить “показательную порку” правительству Ливана, которое долгие годы терпит на своей территории базы и штаб-квартиры группировки Хизбаллах, попытаться заставить его самостоятельно разобраться с экстремистами.
Однако возможность достижения этих целей вызывает большие сомнения. Более того, ожидаемый Израилем положительный эффект от этой войны может быть с лихвой перечеркнут ее отрицательными последствиями.
Правительство Ливана – страны, пережившей длительную гражданскую войну и раздираемую религиозными противоречиями, просто не в состоянии в одиночку справиться с Хизбаллах, даже если бы имело такое желание. Но и желания как-то не возникает – ведь эта радикальная группировка поддерживается такими влиятельными странами, как Сирия и Иран.
Кроме того, и Европа, и Россия, и Китай уже дружно осудили агрессию, тем более что от бомбежек пострадали их граждане. И позиция этих стран по отношению к еврейскому государству после такой акции только ужесточится.
Политические дивиденды в этой ситуации в очередной раз извлек Иран, который стремится к безоговорочному первенству в исламском мире. И жесткая антиизраильская риторика его руководителей, падающая “благодатными зернами” на арабскую почву, уже сполна удобренную ненавистью к еврейскому государству, только добавляет политических очков президенту Ахмадинежаду, ставшему символом борьбы исламского мира с Западом. Военная атака Израиля, гибель и страдания людей в Ливане могут обернуться лишь бумерангом насилия и ненависти.
Так или иначе, но Израиль (а вместе с ним и США, фактически его поддерживающие), развязав войну, в политическом плане явно просчитался, серьезно подмочив свою репутацию в мире. Ведь одно дело – точечно уничтожать наиболее одиозных лидеров экстремистов и совсем другое – убивать сотни мирных граждан, виноватых лишь в том, что им “повезло” проживать в зоне конфликта.