От какого наследства мы отказываемся
Стало уже традицией накануне Дня России ставить вопрос о том, что мы, собственно, празднуем 12 июня. Каков политический смысл этого праздника?
Казалось бы, ответ очевиден: провозглашение Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. Но дискуссии по поводу политического значения Дня России сопровождаются каждый год рождением очередной инициативы о перенесении данного праздника на другие дни, связанные с событиями отечественной истории периодов Российской империи и СССР. И этот год не стал исключением. Недавно группа депутатов Государственной Думы обратилась с предложением перенести День России на 12 апреля – День космонавтики.
За всеми этими дискуссиями, спорами, инициативами стоит актуальный и непростой вопрос: что есть современная Россия? Наследница Российской империи и Советского Союза, их продолжение, или 12 июня 1990 года стало точкой отсчета строительства совершенно новой России?
Отвечают на этот вопрос по-разному. Опросы общественного мнения показывают, что значительная часть наших граждан так и не свыклась с мыслью, что 12 июня – день рождения новой России. Думаю, это результат того, что как таковая она еще не сформировалась и представляет собой все еще не реализованный на практике политический проект.
Недавно информационные агентства распространили интервью бывшего руководителя Администрации Президента РФ, ныне председателя совета директоров ОАО “РАО ЕЭС” Александра Волошина. В нем он открыто объявил себя противником федеративного устройства страны, обосновав это в том числе и тем, что “исторически Россия никогда не была федеративным государством – не были им ни Российская империя, ни Советский Союз”. По его мнению, современная Россия должна отказаться от федерализма, сохранив при этом курс на формирование демократического государства и рыночной экономики.
Правда, следуя логике Александра Волошина, нужно уточнить, что Российская империя и Советский Союз также не были демократическими государствами с развитой рыночной экономикой и зрелым гражданским обществом. Но значит ли это, что мы должны отказаться и от них? Это заявление Александра Волошина противоречит обещанию главы государства Владимира Путина, что он не намерен возвращаться к советской сверхцентрализации. Зато оно распространено сегодня среди некоторых политиков, особенно на федеральном уровне, что создает опасность политического реванша. В этой связи я думаю, что нас впереди ждет острая идеологическая борьба по поводу того, что представляет собой новая Россия и должна ли она тащить за собой багаж в виде унитаризма, игнорирования интересов народов, отсутствия подлинного равноправия национальных культур, бесправия регионов перед центром, доставшийся ей от истории. А потому вопрос о том, что мы празднуем в День России 12 июня, будет, на мой взгляд, оставаться открытым.
Консолидирующий договор
Принятие Декларации о государственном суверенитете РФ 12 июня 1990 года стало первым шагом на пути строительства новой России как демократического, федеративного государства. Данный документ оказал большое влияние и на дальнейшую судьбу Татарстана. Если бы во главе России тогда не встали демократы и федералисты, то и наша республика вряд ли добилась бы многого из того, что определило ее политическое и экономическое развитие в 1990-е годы. Одним из этих достижений стало установление конституционно-договорных отношений между Татарстаном и федеральным центром.
Необходимо особо отметить, что договор 1994 года между Россией и Татарстаном сыграл большую роль в консолидации страны и сохранении ее единства. Как показала практика, подобного рода договоры позволяют регулировать возникающие острые противоречия между центром и субъектами Федерации, которые не находят по разным причинам своего решения в федеральном законодательстве. Так было в 1990-е годы. Это остается актуальным и ныне.
В условиях отсутствия на сегодняшний день продуманной и сбалансированной национальной политики у федерального центра, действенного механизма разграничения полномочий между разными уровнями власти сохраняется востребованность в договорах. В том проекте договора, который был одобрен Госсоветом РТ осенью прошлого года и отправлен Президенту России для его представления на одобрение Федеральному Собранию, как раз нашли отражение вопросы, которые не решены федеральными законами. Речь идет прежде всего об уточнении политического статуса Татарстана, равноправии татарского и русского языков, обязательном их знании высшим должностным лицом республики, оказании поддержки татарам за пределами Татарстана, заключении отдельных соглашений с федеральным Правительством и иностранными государствами по экономическим, культурным, международным и иным вопросам.
Некоторые мои коллеги по Государственному Совету выступили с критическим замечанием по поводу упоминания в данном проекте договора референдума о статусе Татарстана 21 марта 1992 года. Это якобы противоречит решениям Конституционного Суда РФ. Я бы не согласился с таким мнением. Поскольку референдум упомянут здесь исключительно как правовое обоснование заключения договора 1994 года и его нового варианта. Дело в том, что в Конституции РФ не определена правовая причина заключения договора между центром и отдельным регионом. Это остается как бы на усмотрение самих сторон – определять в каждом конкретном случае такую причину. В нашем случае таковым является референдум, который не сыграл дезинтегрирующей роли в стране. Наоборот, он ускорил подписание центром договоров с другими субъектами Федерации и договора с Татарстаном, что обеспечило единство Российского государства.
День России 12 июня 2006 года знаменателен еще одним событием – 15 лет назад состоялись первые всенародные выборы президентов Российской Федерации и Республики Татарстан. В тот период эти выборы символизировали новый этап развития российской государственности. Никогда еще до этого глава Российского государства и руководители регионов страны не избирались гражданами путем прямого волеизъявления. Более того, Минтимер Шаймиев стал первым всенародно избранным Президентом среди лидеров советских автономий. На тот момент даже не все союзные республики имели своих президентов.
Эти пятнадцать лет были очень непростыми в политической биографии первого Президента нашей республики и войдут в ее историю как эпоха Шаймиева. Но важно отметить, что за эти годы наш Президент не только сумел устоять под ветрами политических и экономических бурь на своем капитанском мостике, когда в России потеряли многих политических капитанов, но и сегодня продолжает уверенно вести республику вперед.
В своем послании Государственному Совету РТ весной этого года он обозначил стратегию прорыва Татарстана на основе как реализации национальных проектов, направленных на повышение качества жизни татарстанцев, так и формирования конкурентоспособной экономики, готовой отвечать на вызовы XXI века.
Его умение находить верные политические решения в сложные периоды новейшей истории России было по достоинству оценено Борисом Ельциным и Владимиром Путиным. Первый Президент России Борис Ельцин, который не только вместе с Минтимером Шаймиевым был избран впервые 12 июня 1991 года, но и подписал с ним договор 14 февраля 1994 года, определил его как своего ближайшего соратника. А нынешний Президент страны Владимир Путин, оценивая политическую деятельность Минтимера Шаймиева, назвал его государственником и патриотом, одним из основателей нового Российского государства. И с этим можно согласиться, ибо все эти годы Минтимер Шаймиев демонстрировал верность идеалам построения новой России и, несмотря ни на какие трудности, продолжает работать на их утверждение в жизни.
Марат ХАЙРУЛЛИН.
Депутат Государственного Совета РТ,
директор Фонда политических исследований и технологий