Чтобы наполнить казну, нужно знать, кто собственник

С начала нынешнего года в Татарстане взяла старт муниципальная реформа.

С начала нынешнего года в Татарстане взяла старт муниципальная реформа. В республике сформированы самостоятельные бюджеты в двух городских округах, 43 муниципальных районах и 942 муниципальных поселениях.


Бюджеты не были сформированы только в двенадцати вновь образованных муниципальных поселениях, которым пока разрешено иметь только смету доходов и расходов в составе бюджета соответствующего муниципального района. Органам местного самоуправления в соответствии с законом предоставлены необходимые полномочия, чтобы искать резервы для увеличения доходной базы бюджета.


Оперативные данные казначейства за первый квартал показывают, что самостоятельность пошла на пользу большинству муниципалитетов республики. Показатель мобилизации собственных доходов в местные бюджеты составил 107 процентов. За три месяца в местные бюджеты при плане 2,27 млрд. рублей фактически поступило 2,43 млрд. рублей. Это выше, чем показатель прошлого года, на 21,2 процента.


Сверх плана были собраны средства по налогу на доходы физических лиц, по земельному налогу, единому налогу на вмененный доход, государственной пошлине, налогу на имущество физических лиц. Наибольшие суммы собственных доходов поступили в бюджеты Казанского и Набережночелнинского городских округов, муниципальных районов – Нижнекамского, Альметьевского, Зеленодольского, Бугульминского.


В то же время двенадцать районов не справились с выполнением заданий по сбору доходов. Менее чем на 95 процентов исполнена доходная часть бюджетов Аксубаевского, Алексеевского, Заинского, Камскоустьинского, Лениногорского и Чистопольского муниципальных районов. Некоторые районы имеют низкие показатели по поступлениям отдельных налогов. Так, по налогу на доходы физических лиц квартальный план не выполнили 14 районов. Только на 81-90 процентов справились с этой задачей Камскоустьинский, Алексеевский, Ютазинский, Бугульминский и Нурлатский районы.


Основная причина невыполнения плана в сельских районах – большая задолженность по выплате заработной платы предприятиями и организациями. Сумма просроченной задолженности в январе-феврале возросла на 18 процентов и составила 49,9 млн. рублей. В бюджеты не поступило 6,5 млн. рублей налога на доходы физических лиц.


По налогу на имущество физических лиц квартальный план не выполнили тринадцать районов. Только на 27 – 43 процента выполнили план Тетюшский, Тукаевский, Заинский, Агрызский и Бавлинский районы. Конечно, в первом полугодии конкретно не установлены сроки уплаты этого налога, тем не менее, по мнению специалистов, основная причина невыполнения плана – слабая мобилизация возможностей органов местного самоуправления, которые не проявили должной активности в работе с налогоплательщиками, имеющими долги за прошлый год.


Наиболее проблемным доходным источником местных бюджетов является земельный налог. Квартальный план по этому налогу не выполнили семнадцать районов. Менее чем на 40 процентов справились с заданиями Атнинский, Кукморский, Новошешминский, Тюлячинский и Чистопольский районы. Конечно, земельный налог – налог сложный, к тому же изменилось налоговое законодательство. Во многих районах не заключены соглашения с крупными плательщиками земельного налога о ежемесячной его уплате. Да и сами органы местного самоуправления порой не знают, с какой стороны подступиться к этой проблеме. Ситуацию осложняет то обстоятельство, что некоторые крупные налогоплательщики (ОАО “КамАЗ”, “Татнефть”, “Татэнерго”) имеют значительную переплату по земельному налогу на начало 2006 года.


Вот и получилось, что плановые и фактические объемы поступлений земельного налога в местные бюджеты в первом квартале текущего года по сравнению с соответствующим периодом 2005 года снизились почти в два раза. Отметим, что с первого января нынешнего года введена новая система налогообложения по земельному налогу. Если до текущего года налогооблагаемой базой земельного налога служили размеры площадей земельных участков, то теперь – их кадастровая стоимость. Исчисление суммы земельного налога производится в процентном отношении от кадастровой стоимости, размер ставки земельного налога в зависимости от категории земель составляет от 0,3 до 1,5 процента от кадастровой стоимости.


Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо в первую очередь установить собственников большинства земельных участков, поскольку только они являются плательщиками земельного налога. Нужно точно определить размеры земельных участков, провести межевание земель. К сожалению, процесс межевания во многих районах затянулся, а должен был завершиться к началу второго квартала. Сегодня же в республике отмежевано только 76 процентов земель. Низкие темпы этих работ отмечены в Лениногорском, Рыбнослободском, Тукаевском и Зеленодольском районах. Межевание – это только половина дела. Земли необходимо поставить на кадастровый учет, внести данные в Единый государственный реестр земель, провести государственную регистрацию прав собственности. Указанные процедуры по республике проведены в целом на половине площадей земель сельскохозяйственного назначения (без учета садов и земель, уже находящихся в собственности физических и юридических лиц).


Так что муниципальным органам предстоит выполнить большой объем работы, причем в кратчайшие сроки. Иначе местные бюджеты будут испытывать большой дефицит бюджетных средств, что вызовет несвоевременное финансирование важнейших социальных программ. Люди на местах это сразу заметят.


Михаил ЗАХАРОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще