Кавказ – регион традиционно нестабильный. Сейчас там тлеют несколько конфликтов, которые могут вылиться в вооруженное столкновение в любой момент, если какая-то из сторон сделает необдуманный или заведомо провокационный шаг. Однако ближе всего к полномасштабной войне противостояние непризнанной Южной Осетии и Грузии.
Не проходит и недели без возникновения конфликтных ситуаций на границе двух сторон, участие в которых российских миротворцев лишний раз доказывает, что они становятся все большим раздражителем для Тбилиси. Только за последние дни грузинские военные избили после ДТП нескольких российских солдат, затем задержали трех наших офицеров, а сразу вслед за этим захватили две машины, принадлежащие миротворцам.
Парламент Грузии на днях проголосовал против присутствия российских “голубых касок” в зоне конфликта. Однако такое решение для наших военных не указ – войска размещены там согласно международным договоренностям. На прошлой неделе в Москву прибыл госминистр Грузии Георгий Хаиндрава и попытался уговорить Россию вывести свой контингент. Однако, судя по всему, получил решительный отказ. С жестким заявлением по этому вопросу выступила и Госдума.
Напомню, что российские “голубые каски” были введены в этот регион согласно межгосударственному соглашению в 1992 году с единственной целью – прекратить кровопролитие между грузинами и осетинами, и, несмотря на всю сегодняшнюю критику с грузинской стороны, эту главную задачу выполнили.
Почему же крайне резкие заявления о необходимости вывода наших войск из Южной Осетии зазвучали именно сегодня, по прошествии почти четырнадцати лет после ввода миротворцев? Причины этого кроются, на мой взгляд, внутри самой Грузии.
Как и всякая революция, “революция роз” в Тбилиси принесла с собой завышенные ожидания населения: был свергнут надоевший коррумпированный режим, ушел с политической сцены престарелый руководитель, которого заменил молодой энергичный лидер, получивший образование на Западе, обещавший побороть все пороки общества и значительно, а главное быстро, улучшить жизнь людей.
Какое-то время этот победный кураж вновь избранный президент Саакашвили подкреплял действием. Он быстро и без проблем расправился с казавшимся незыблемым и мощным режимом “аджарского льва” Абашидзе и восстановил на территории мятежной республики власть Тбилиси. Хотя, надо признать, сделать это было не так уж и сложно – в Аджарии проживают в основном этнические грузины. Однако на этом победы нового лидера закончились. Обещанную валюту от американских друзей он, как когда-то и Шеварднадзе, получил, но деньги быстро проели. Зарплаты высшему чиновничеству, которые начал выплачивать Сорос, положения также не спасли – на всю Грузию не хватит денег даже у американского миллиардера. У этой страны нет ни богатых природных запасов сырья, ни выгодного географического положения, ни развитой, конкурентоспособной экономики. Если, конечно, не считать виноделия и производства лаврового листа и минеральной воды. Те технические мощности, что остались еще с советского времени, производят ничтожно мало, новых почти не создано, страна по-прежнему в нищете. Народ же надеется на улучшение жизни уже сегодня, и в последние месяцы кризис завышенных ожиданий постепенно выливается в кризис доверия к власти Саакашвили. Новый грузинский президент столкнулся с серьезнейшей проблемой, которая явилась в свое время причиной падения режимов Гамсахурдия, а затем Шеварднадзе. Проблема эта в неспособности грузинской экономики удовлетворить нужды людей и самого государства как носителя суверенитета. Руководство страны просто вынуждено постоянно обращаться к помощи третьих стран для того, чтобы обеспечить хотя бы выживание своего населения. А кто будет этим “старшим братом” – Россия или США – вопрос второй. Но американцы в последнее время денег дают все меньше. В такой ситуации не остается ничего другого, как применить давно опробованный человечеством прием – направить всю отрицательную энергию людей на борьбу с внешним врагом, в нашем случае – с Россией. И надо заметить, грузинская власть в этом деле добилась значительных успехов, тем более что имеется неплохой повод: существование двух отколовшихся республик – Южной Осетии и Абхазии. Существуют в грузинском обществе и заметные реваншистские настроения, ведь как ни поверни, а в войнах со своими бывшими субъектами в начале девяностых годов Тбилиси потерпел полное поражение. За него очень многие хотели бы поквитаться. Наступило то время, когда грузинскому руководству необходимо постоянное нагнетание истерии вокруг конфликта или (что стало бы катастрофой) проведение “быстрой победоносной войны”.
Пропаганда делает свое дело, и сейчас вопрос о восстановлении территориальной целостности Грузии с одних и тех же позиций рассматривают и власть, и оппозиция, и народ. Это единственное, что сегодня объединяет и мобилизует всю нацию. Сообщества Южной Осетии и Абхазии также объединяет и мобилизует совершенно противоположная идея – полная политическая и экономическая независимость от Грузии. В этом вопросе компромисс невозможен при любом раскладе, а, следовательно, у Саакашвили всегда будет соблазн решить проблему с помощью силы. К тому же за несколько последних лет при помощи американцев грузинская армия перевооружила четыре батальона горного спецназа и жаждет проверить их в деле. Этих сил будет достаточно, чтобы внезапным ударом занять Рокский туннель. Особенно подходящее время года для блицкрига – зима, так как именно в этот период туннель является единственным сухопутным путем, связывающим Южную Осетию и Россию.
Положение дел сейчас таково, что вопрос, взорвется ли ситуация в этом регионе, ставится во вполне реальную плоскость.