Битва за цены на газ между Украиной и Россией в эти дни вступила в решающую стадию. Времени до начала следующего года все меньше, и торг превратился буквально в войну нервов. Украинская сторона просто не может поверить в то, что россияне будут стоять на своем до конца, а наша сторона держится изначально заявленной позиции.
Последний визит украинского премьера Юрия Еханурова в Москву и его встреча с Михаилом Фрадковым выглядели, пожалуй, как разведка боем: а не смягчилась ли позиция другой стороны? Не смягчилась. Отсюда и итог переговоров, точнее, его отсутствие: обе страны, по сути дела, лишь повторили то, что говорили и раньше. Не получилось у Киева и транспортировать дешевый газ из Туркмении – его прокачка по трубопроводу на территории Узбекистана и Казахстана не может быть осуществлена без согласия российского газового монополиста. И если с 1 января Газпром все-таки прекратит поставки голубого топлива на Украину, она окажется в крайне сложном положении. Газ будет транспортироваться лишь в количествах, необходимых Европе, и делать его “отбор” (говоря проще, воровать) – значит серьезно подставлять своих западных партнеров, с которыми “оранжевой” власти так хочется дружить. К тому же оппозиция начала открыто обвинять команду Ющенко в неспособности договориться с Россией, и если население станет заложником провала переговоров, на мартовских выборах в парламент ничего хорошего нынешнюю власть не ждет. В общем, куда ни кинь – всюду клин.
Но мало не покажется и России. Сейчас наша страна ежегодно платит за пребывание Черноморского флота в Севастополе около 98 миллионов долларов, но стоимость только аренды земли в Крыму по общеевропейским расценкам может быть повышена до 2,5 миллиарда. Не обходится в этом споре и без влияния вездесущих американцев. Госсекретарь США Кондолиза Райс, по информации газеты “Известия”, уже обсуждала с украинским правительством вопрос о допуске к российским радиолокационным станциям (РЛС) в Севастополе и Мукачеве американских специалистов. Если строить новые РЛС, на это уйдет столько денег, сколько Газпром выручит от повышения украинцам цен на газ (напомним, что ежегодно это около 4 миллиардов долларов). И уж последним “доводом” в споре может стать отказ Украины от подписания межправительственного соглашения о продлении срока эксплуатации пусковых ракетных установок РС-20, находящихся на ее территории. А это для России еще 3-4 миллиарда долларов потерь на утилизацию и поставку новых ракет. Со временем эти затраты, конечно, окупятся, но огромные средства необходимо будет выделить в короткое время, к тому же на какой-то срок ослабнет безопасность нашей страны, что всегда неприятно. Одним словом, если конфликт будет развиваться по самому печальному сценарию, обе сестры-славянки получат по серьгам. Поэтому, видимо, стоит ожидать какого-то компромисса.
В сегодняшней ситуации вопрос, уступит ли Москва Киеву, а если да, то насколько, может быть, и не столь насущен, как кажется. Значительно важнее сама тенденция, вектор развития отношений на постсоветском пространстве. Ведь ни Грузия при Гамсахурдиа – Шеварднадзе – Саакашвили, ни Украина при Кравчуке – Кучме – Ющенко, ни тем более страны Прибалтики никогда особенно дружны с Россией не были, что не мешало им вдоволь пользоваться нашими дешевыми сырьевыми ресурсами. И сейчас впервые с момента развала Советского Союза руководство нашей страны проявило политическую волю, предприняло реальную попытку к тому, чтобы сделать отношения с соседями более логичными и более справедливыми. Демонстрация этой самой жесткой политической воли в вопросах защиты интересов государства и его граждан – явление в последние полтора десятка лет, к сожалению, не столь уж частое. Тем отраднее его сегодня наблюдать.