Наблюдая за бушующим страстями киевским майданом в прошлом году, россияне никак не могли понять, что несет Украине новый порядок и новая власть – демократию и свободу с честными и чистыми правителями или лишь передел собственности внутри властных элит.
Энтузиазм, горящие глаза, победоносная риторика и радость митингующей публики ясно давали понять – эти ребята действительно верят в очень скорое и неизменно счастливое будущее. Пожалуй, больший оптимизм смогли продемонстрировать только граждане Грузии, крушащие кресла своего парламента и часами плясавшие лезгинку во время своей “революции роз”, но здесь случай особый – сказывался кавказский темперамент.
Чувство украинцев во время “оранжевой революции” чем-то напоминали эйфорию, охватившую большую часть советских людей после провалившегося путча августа 1991 года. Казалось бы – ну теперь старый режим низвергнут, к руководству пришли новые, “здоровые” силы и совсем скоро мы заживем безбедно и счастливо почти как в Европе. Однако потом пришло разочарование, а за ним усталость и апатия – идея построения рая земного за короткий срок оказалась утопией.
Режим президента Кучмы на Украине, безусловно, всем давно надоел, его смены желало все общество, однако очевидно, что страна уже давно идеологически поделена на запад и восток. И если западные области во что бы то ни стало стремятся в Евросоюз и НАТО, то южные и восточные не мыслят своего существования без особых доверительных отношений с Россией. И выбрав президента Ющенко лишь под себя и для себя, запад страны изначально заложил в конструкцию украинской власти бомбу замедленного действия – ведь практически весь юго-восток (никак не меньше 40 процентов от участвующих в выборах) остался оппозиционным, так и не приняв новой власти.
Надо отдать должное и самой новой команде – за короткое время своего правления она славно поработала: несколько скандалов с переделом собственности, спровоцированный украинской стороной газовый, а затем и бензиновый кризисы, и, наконец, постоянные взаимные обвинения в коррупции свое дело сделали – многие стали небезосновательно сравнивать команду Ющенко с пауками в банке. К тому же начала подвергаться серьезному сомнению версия об отравлении нынешнего украинского президента, с помощью которой ему, как жертве, пострадавшей “от преступного режима”, во многом и удалось выиграть выборы.
Результат всех этих художеств реформаторов с майдана сказался очень скоро – из Украины побежал капитал, экономическое развитие резко замедлилось, жизнь людей как минимум не улучшилась. Те, кто голосовал за Ющенко, ожидали совсем иного. А население юго-востока страны обиделось на новую власть еще больше: руководители областей, которые поддержали на президентских выборах Януковича, вдруг все в одночасье сделались жуликами и ворами и стали получать повестки из прокуратуры. А принудительное вытеснение русского языка, в том числе и из школ, несмотря на пламенные предвыборные обещания, продолжилось с еще большим размахом.
Отставки в руководстве Украины посыпались одна за другой, члены команды дружно принялись обличать друг друга в коррупции, страну, помимо экономического, постиг еще и политический кризис, показателем его градуса явилась отставка самой Юлии Тимошенко. Кто мог представить еще недавно, что для разрешения кризиса Виктор Ющенко вынужден будет обратиться за помощью ни к кому-нибудь, а к своему “заклятому другу” Виктору Януковичу? Тот помощь, конечно, оказал, но, как это всегда бывает в политике, не за “просто так”.
А тем временем второе главное действующее лицо майдана – Юлия Тимошенко, так и не сумевшая наладить нормальную работу украинского правительства, вновь оказалась в привычной для себя роли обличителя и революционера. Роли, которая может принести ей хорошие дивиденды на приближающихся выборах в Раду. Не забыла Юлия Владимировна посетить и “друзей в России, которых давно не видела”, и в прокуратуру явиться – для дачи показаний. Шаг разумный, если учитывать, что статус частного лица несколько иной, нежели статус главы правительства европейского государства.
После праздничного угара революции Украину постигло тяжелое похмелье, а от оранжевого цвета многие ее граждане уже начали испытывать неприятные, сопутствующие этому состоянию позывы. И даже после такого трудного избрания нового премьера до разрешения политического, а тем более экономического кризиса еще ох как далеко. Нестабильность сегодня – далеко не лучший попутчик процветания. А люди, безраздельно доверившиеся когда-то пламенным ораторам с майдана, продолжают надеяться на лучшее и ждут. Пока.