Итак, нам предстоит новая жизнь при муниципалитетах. Какие выгоды получат жители Татарстана от разделения системы власти на государственную и муниципальную? Почему необходимо пойти на выборы в органы местного самоуправления 16 октября? На эти и другие вопросы отвечает кандидат юридических наук Василий Логинов, возглавляющий Региональную муниципальную академию в Татарстане (структурное подразделение Российской муниципальной академии) и являющийся заместителем председателя Комитета Госсовета РТ по социальной политике.
– В чем, на ваш взгляд, отличие выборов в муниципальные органы власти от выборов в органы государственной власти (Госдума РФ, Госсовет РТ)?
– Процедура и внешняя сторона выборов в муниципальные органы власти от выборов в органы государственной власти практически не отличаются. Особенность заключается в содержании выборов, их значимости на ближайшую перспективу для реальной жизни людей. Народ впервые избирает себе власть, которая будет зависеть только от него. Новая муниципальная власть (главы, депутаты муниципальных образований и образованные ими органы исполнительной власти) не будет включена в систему органов государственной власти. Это означает, что муниципалитеты образуют местную власть, которая будет действовать от имени народа, в интересах народа, подотчетна народу и независима от государственной власти, но в рамках законов, принятых органами государственной власти, и будет обладать большей самостоятельностью.
– Получается некое противопоставление: муниципальная власть – от имени народа, а государственная – не от народа?
– Речь не идет о противопоставлении одной власти другой. Больше того, государственная власть, так же как и муниципальная, относится к публичной власти, то есть власти, исходящей от народа. Дело в том, что государственная власть, и прежде всего исполнительная ветвь, образует систему, которая имеет строго определенную иерархическую структуру с безусловной подчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. Местная власть, когда она является государственной, занимает самый нижний этаж, а значит, самая бесправная. Местная власть, становясь муниципальной, выходит из системы государственной власти и получает большую самостоятельность, то есть получает право самоуправляться. При этом решения муниципальной власти, нормативно-правовые акты, принимаемые ею, обязательны для исполнения на территории местного самоуправления как для юридических, так и для физических лиц.
– Известно, что далеко не все муниципальные образования смогут обеспечить себя финансово.
Опасность финансовой необеспеченности ряда муниципальных образований существует. В этих целях государство будет дотировать их согласно социальным нормативам. Кроме того, на уровне районов, регионов и федерации будут созданы специальные фонды выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов. Более сильные местные самоуправления будут помогать тем, у кого слабая налоговая база.
– Какова схема связи избирателя, гипотетического Ивана Петрова, и муниципального депутата? Каким образом идея Петрова, к примеру, о прокладке асфальтированной дороги в его селе будет реализована?
– Иван Петров должен донести свое предложение депутату, который вынесет его на обсуждение постоянной комиссии, а затем и всего корпуса депутатов. Если бюджет конкретного поселка или города позволяет построить дорогу, то депутаты принимают решение, и необходимая сумма выделяется. Если средств нет, то Петрову нужно будет об этом честно и открыто сказать. А решение о строительстве дороги отложить на более поздний срок.
– Каким образом избиратели смогут реально влиять на решения муниципальной власти и контролировать исполнение данных решений?
– Влияние избирателей на муниципальные власти оказывается по аналогии с органами государственной власти. Отличительной особенностью является то, что муниципальная власть самая близкая к населению, ведь подчас ее представители живут рядом, в соседнем доме, на соседней улице. Согласно закону муниципалитеты для осуществления финансового контроля образуют ревизионные комиссии. Депутаты, ответственные работники исполнительной власти периодически отчитываются перед представительным органом о проделанной ими работе, организуются встречи депутатов и ответственных работников исполнительной власти с населением, избирателями.
– Казань в отличие от муниципальных районов будет единым городским муниципальным округом. Какова судьба семи районов столицы Татарстана? Ликвидируют их?
– Действительно, Казань будет городским муниципальным округом. Город как единый социальный организм не будет делиться. В настоящее время идет работа по поиску наиболее простой и эффективной структуры муниципальной власти в Казани. Она будет найдена.
– И в завершение, Василий Платонович, что бы вы сказали пассивным избирателям, тем, кто не собирается идти на выборы 16 октября?
– Таким избирателям надо хорошо подумать и все же пойти на выборы. Совсем скоро они поймут, что муниципальная власть – это их власть. Она предоставляет возможность активнее участвовать во всех областях жизни каждому жителю села, поселка или города, позволит увидеть плоды своего участия в публичной власти, создаст почву для более быстрого развития своих территорий.