Перераспределение полномочий и собственности стало темой очередного, второго по счету, заседания пресс-клуба по разъяснению предстоящей муниципальной реформы, которое состоялось во вторник в Доме журналистов РТ. Провела его заместитель Председателя Госсовета РТ Римма Ратникова.
Напомним, что пресс-клуб создан по инициативе Агентства по массовой коммуникации “Татмедиа” и Союза журналистов при участии депутатов Госсовета РТ. Цель – восполнить дефицит информации о процессе формирования органов местного самоуправления и их первых практических шагах. Заседания задуманы как мастер-классы для журналистов республиканских, районных СМИ и представителей общественности.
Одним из пунктов обсуждения стал вопрос управления такими крупными муниципальными образованиями, как городские округа. Их в Татарстане два – Казань и Набережные Челны. Журналистов интересовало, будут ли упразднены городские районы как единицы административно-территориального деления и что ждет администрации этих районов. Однозначного ответа на этот вопрос пока нет, сказала Р.Ратникова, его даст избранная 16 октября Казанская городская дума. Скорее всего, предположила Римма Атласовна, назначенный думой исполнительный орган (кстати, называться он будет, как в старые времена, исполкомом) делегирует часть полномочий в районные “филиалы” – возможно, они будут называться управами или префектурами. Они-то и придут на смену местным администрациям. Что же касается нынешнего административно-территориального деления внутри городов, то оно сохранится. Возможно, с небольшими изменениями.
Возник на заседании и другой актуальный вопрос: как будет разделена собственность между государством и муниципалитетами? Отвечая на него, заместитель министра земельных и имущественных отношений РТ Татьяна Юшканцева подчеркнула, что собственность – одно из ключевых условий становления и выживания местного самоуправления. Без собственных финансовых средств полноценное существование муниципалитетов окажется под вопросом. Предварительные расчеты особого оптимизма не внушают: только десятая часть муниципальных поселений Татарстана будет иметь бюджетный профицит, а остальным “светят” дотации. Кроме того, среди 43 муниципальных районов лишь один является самодостаточным, 28 районов не имеют в своем составе ни одного поселения, способного заработать средства самостоятельно.
И все же выход из ситуации есть. Т.Юшканцева рассказала, что доходную часть бюджетов муниципалитетов составят как субвенции из республиканского бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий, делегируемых муниципальным образованиям, так и финансовая помощь из специальных фондов.
Основными же составляющими финансовых поступлений муниципалитетов станут налог на имущество физических лиц и земельный налог. То, что они будут полностью оставаться в поселениях и муниципальных районах, конечно, хорошо. Однако проблема в том, что собираемость этих налогов пока крайне низка.
Основная часть сельского населения – пожилые люди, и многие из них освобождены от налога на имущество. Значит, база этого сбора существенно снижается. Не все просто и с земельным налогом. Пока далеко не все граждане зарегистрировали свои права на земельные участки или паи.
Причина в том, что не у всех заявителей в порядке соответствующие документы, ведь не проведено межевание земли, не уточнены границы участков (эти процедуры весьма дорогостоящи). А раз нет необходимой регистрации, невозможно рассчитать размер налога в каждом отдельном случае. Ожидается, что в ближайшее время для решения этого вопроса в регистрационную службу будут обращаться многие сельчане. Потому как муниципальные власти просто заставят их это сделать. Но и это еще долго не будет гарантировать исчерпывающий сбор земельного налога.
Еще один источник финансовой состоятельности муниципалитетов – своя собственность. Как подчеркнула Т.Юшканцева, в соответствии с федеральным законодательством и регионы, и органы местного самоуправления наделяются только тем имуществом, которое необходимо для осуществления их полномочий. К примеру, в собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, водо- и газоснабжения поселений, предприятия ЖКХ, жилой фонд. На земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли предприятий, транспорт, объекты связи, природоохранного и историко-культурного назначения, земли запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, также возникает право муниципальной собственности.
Татьяна Юшканцева отдельно рассказала о порядке и сроках передачи государственного имущества в муниципальную собственность. Эта процедура производится бесплатно, но не автоматически, а по передаточному акту. Стартует она после выборов, и в течение предстоящих четырех-шести месяцев муниципалитетам должно быть передано около 95 процентов государственной собственности на местах.