На днях страны Европейского Союза решили все-таки наказать Узбекистан. За то, что его президент Ислам Каримов не позволил провести независимое международное расследование событий, произошедших в Андижане 13-14 мая нынешнего года.
Напомню: в те дни несколько сотен человек напали на батальон постовой службы, забрали двести автоматов Калашникова, затем захватили мотострелковую часть и, изъяв там часть арсенала, разоружили охрану тюрьмы, выпустив на свободу около шестисот заключенных. Потом была предпринята попытка вооруженного мятежа с целью свержения режима Ислама Каримова. Войска применили оружие, в результате чего погибли, по официальным данным, 187 человек. По данным правозащитников, количество жертв достигло 700 человек.
Это довольно сухое изложение событий тех дней скрывает за собой целый клубок противоречий и проблем, скопившихся за последние десятилетия в этом регионе, название которого – Ферганская долина – большинству россиян говорит не так уж и много. В долине располагаются территории сразу трех государств – Узбекистана, Киргизии и Таджикистана, однако заселена она преимущественно узбеками. Особенностью этого региона является патриархальный уклад жизни людей, высокий уровень бедности и малограмотности на фоне поистине рекордной рождаемости. Народы Ферганской долины и в советские времена, и теперь жили и живут, в сущности, по законам ХIХ века, только некоторое время феодалы и баи там назывались партийными секретарями.
В силу перечисленных причин Ферганская долина стала в последние годы привлекательной площадкой для распространения идей религиозного экстремизма. И для тех, кто желает взорвать этот регион, Ислам Каримов – жесткий приверженец светского государства – как кость в горле. Отсюда и неоднократные покушения на узбекского президента, и попытки вооруженного мятежа. Если его режим будет свергнут, то к власти могут прийти только экстремисты, так как других организованных сил там попросту нет. И вот тогда мало не покажется никому – ни соседним Киргизии, Таджикистану и Казахстану, ни России, ни Западу.
Всех этих тонкостей и нюансов Востока не понимают, а точнее, не хотят понять правозащитники из благополучной и сытой Европы. Меряющие все по демократическим лекалам, они настойчиво ломятся в чужой монастырь со своим уставом. Чтобы заставить упрямого Каримова действовать так, как считают нужным именно они, недавно были приняты решения о запрете продажи оружия Узбекистану, о приостановлении договора о сотрудничестве и даже о запрете въезда некоторых узбекских чиновников в страны ЕС.
Крайне стараются в этой ситуации продемонстрировать свою демократичность и США, заморозившие помощь Узбекистану в размере 22 миллионов долларов и даже рассматривающие в конгрессе возможность уголовного преследования Ислама Каримова. Однако такая реакция американцев уж очень смахивает на месть за отказ Узбекистана и дальше терпеть на своей территории военные базы США, которым в жесткой форме предписано убраться до конца года.
В этой ситуации лишь Россия, имея собственный нарыв вооруженного сепаратизма на Кавказе, более-менее трезво оценила ситуацию, и не только не стала торопиться с критикой режима Каримова, но даже оказала ему поддержку на самом высоком уровне.
И узбекский лидер оценил это по достоинству – за дни кризиса и после него он сменил многие приоритеты в своей политике. В последние годы Ислам Каримов демонстрировал значительный дрейф в сторону Запада, считая, что Россия является конкурентом Узбекистана на роль лидера и доминирующей силы в Средней Азии. Он пытался создать противовес нашей стране с помощью своих западноевропейских союзников и США. Андижанские события подействовали на узбекского лидера, как отрезвляющий душ: он понял, что именно Россия кровно заинтересована в стабильности этого региона, в устойчивости светского режима в Узбекистане, а следовательно, является его стратегическим партнером. И по мере ухудшения отношений с Западом самый устойчивый и сильный режим Средней Азии быстро идет на сближение с Россией.
Для нашей страны такой поворот событий благоприятен. Надежный союзник в лице президента Узбекистана не позволит распространиться экстремизму в Ферганской долине, что оставляет в безопасности наши южные границы и несет стабильность всему региону. Немаловажны и перспективы военно-экономического сотрудничества с Узбекистаном. Запад, напомним, отказался продавать оружие Каримову, а свято место, как известно, пусто не бывает.