Катастрофа, которую пережили американцы в результате буйства урагана “Катрина”, имеет целый ряд последствий. И они не исчерпываются только масштабными разрушениями, гибелью тысяч людей и падением рейтинга президента США Буша. С начала катастрофы произошел значительный дрейф в настроениях политических элит планеты, изменились оценки значения и роли единственной сверхдержавы в мире.
О приближении стихийного бедствия было известно как минимум за десять дней до катастрофы. Причем не только американцам – информация прошла по всем мировым информационным агентствам. Однако реально для спасения людей не было сделано практически ничего.
Давно дышавшая на ладан дамба, защищавшая Новый Орлеан от моря, так и осталась неотремонтированной по причине нехватки денег – и это в богатейшей стране мира. Как выяснилось позже невыделенные миллионы долларов пошли на “более насущные” нужды, в частности на операцию в Ираке. Из 150 насосов по откачке воды в Новом Орлеане в рабочем состоянии оказалось лишь три… Власти не посчитали нужным в массовом порядке эвакуировать людей, не говоря уже о предварительном завозе в зону ожидающегося бедствия спасательной техники и оборудования.
Так что наше народное выражение про жареного петуха актуально не только в России, как мы от излишней любви к самобичеванию всегда полагали. И заокеанский мужик не спешит перекреститься, пока гром не грянет.
Ну да ладно – безалаберности и головотяпства хватает везде. В данной ситуации важно, что произошло в Новом Орлеане уже после прихода урагана.
Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям оказалось в первые дни трагедии в роли стороннего наблюдателя – невероятно выдержанного и со стальными нервами. Без этих качеств спасателям не удалось бы удержаться от того, чтобы не принять хоть какое-то участие в спасении сограждан.
Хорошо, со спасателями все ясно, стрелочником их главу Майкла Брауна уже назначили и в отставку отправили. Но где же в то время, когда на Новый Орлеан накатила не только морская волна, но и волна насилий, грабежей и убийств, были доблестные армейские подразделения? Что характерно, все оказались при деле: часть строила демократию в Ираке, другая с чувством переполняющей ее ответственности охраняла дороги, ведущие в город, не забывая предупредить об опасности едущих туда репортеров и добровольцев-спасателей. Ну не смогла, не сумела армия, как заверяли силовые чиновники, добраться туда, в самое пекло, куда спокойно, без каких-либо спецсредств добирались тележурналисты.
Из 1600 полицейских Нового Орлеана сразу после начала урагана куда-то исчезло (дезертировало?) не менее пятисот – свое добро, которое, конечно же, у американского стража порядка состоит не только из рубашки, оказалось куда ближе к телу.
И вот здесь во всей красе предстало темнокожее большинство Нового Орлеана – в городе развернулась настоящая гражданская война с применением всего имеющегося арсенала оружия. Но война не за идею, а за содержимое магазинов. Наружу вылезла давняя, тщательно скрываемая американская болезнь – проблема темнокожих граждан, большинство из которых, неплохо существуя на пособия от государства, предпочитают занятия, не совместимые со статусом законопослушных граждан.
Впрочем, все-таки добравшиеся до города спасатели как бы в отместку особой политкорректности к темнокожему населению не проявляли, спасая в первую очередь белых. Иностранцев, что опять же определенным образом американцев характеризует, вывозили из зоны бедствия последними.
Итог всему произошедшему подвел мэр Нового Орлеана, заявив, что “спасательная операция оказалась страшнее самого урагана”.
Зато отличились медики. Прикинув, что часть их пациентов все равно вряд ли выживет, они решили вколоть им смертельную дозу морфия – это ли не свидетельство истинного человеколюбия и глубочайшей религиозности?
Показательно повели себя и самые свободные в мире СМИ, обычно неимоверно активные в деле освещения великих побед и свершений своей державы. Ни тебе интервью с людьми, подвергшимися насилию и грабежам на стадионе “Супердом”, ни развернутых репортажей о масштабах бедствия, ни рассказа и показа тысяч брошенных на произвол и погибших от жажды и голода. Притупились акульи перья? Отнюдь. Просто за последние годы цензура на освещение отдельных тем в американской прессе стала фактом общеизвестным. О великой державе, как о покойнике, – или хорошо, или ничего.
Все это многосерийное действо, разыгрывавшееся на глазах изумленного мира несколько дней, привело к пониманию простой истины: США, как оказалось, совсем не тот пионер, который всем ребятам пример. Модель устройства общества и государства, которую американцы пытаются если не миром, так войной навязать всем остальным, демонстрирует столь масштабные провалы и сбои, что всерьез начинаешь задумываться о правильности всей конструкции. США, имея для этого все необходимое, не сумели сделать у себя дома самого элементарного – обезопасить от стихии своих граждан. Реакция мирового сообщества на происходящее была похожа на реакцию мальчугана из анекдота, который, застав своих родителей в не очень уместный для детских глаз момент, разочарованно воскликнул: “И эти люди запрещают мне ковырять в носу!”
Венцом же творения самой демократичной демократии стало избрание Джорджа Буша-младшего, своеобразного символа сегодняшней Америки, своим президентом. Учитывая вес США, в какой-то мере он должен являться и мировым лидером. Только вот большой вопрос, устроит ли этот лидер весь остальной мир? Притчей во языцех стало умопомрачительное IQ (уровень интеллекта) Джорджа Буша, путающего Австрию с Австралией. Кроме того, очень беспокоит его тяга к различного рода падениям, которые президент совершает практически регулярно. Когда-то бывший российский президент тоже падал, но романтично; например, в реку с моста. Нынешний же американский делает это крайне прозаично, валясь то с велосипеда, то безо всякой видимой причины – с ног. Бог, по всей видимости, действительно хранит Америку, если учесть, что ее президент иногда занимается и верховой ездой.
Если же говорить чуть серьезнее, то приходишь к еще одному неутешительному выводу – американская система президентских выборов также крайне неэффективна, если допускает в высшие коридоры власти таких людей.
Вывод для россиян во всей этой истории будет, вероятно, абсолютно незатейливым: прежде чем копировать заокеанский “передовой” опыт, необходимо впредь хорошенько почесать в затылке.