Вот уже больше года при Госсовете Татарстана действует Общественная молодежная палата. Наша республика стала двадцатым российским регионом, где созданы подобные молодежные “парламенты”. При открытии палаты были четко обозначены ее главные задачи – корректировка государственной молодежной политики, разработка и реализация специальных программ, поддержка молодежных инициатив и организаций, защита прав и законных интересов молодежи, формирование ее правовой и политической культуры.
Мы встретились с председателем Общественной молодежной палаты Ильдаром Берхеевым.
– Ильдар Мансурович, что удалось сделать за время существования молодежного “парламента” Татарстана?
– Самое главное – работа Общественной молодежной палаты обрела стабильность, ребята лучше узнали друг друга. К нам уже приезжали представители Молодежной палаты при Госдуме РФ, председатель молодежной парламентской ассамблеи Совета Федерации Лариса Синякова. Мы обсуждали, в частности, вопрос улучшения жилищных условий молодым семьям. По нашему ходатайству в этом году из республиканской казны было выделено 50 миллионов рублей на эти цели. Рассматривались также вопросы патриотического воспитания, образования, были встречи с руководителями республики. Проводились семинары, на последний из них был приглашен директор Московского института рекламы и PR-технологий, много лет занимающийся выборами. На нынешние предстоящие выборы в муниципальные органы Татарстана практически в каждом районе выдвинуты молодые кандидаты, члены нашей молодежной палаты.
– Чего не хватает Общественной молодежной палате?
– Все банально – у нас нет собственного помещения. Мы собираемся обычно в Министерстве по делам молодежи, заседания проходят в малом зале Госсовета РТ. Но у молодежи наша палата должна ассоциироваться с чем-то реально существующим, а не с виртуальным объединением неких людей, каждый из которых где-то на своем рабочем месте.
– Какие проекты планирует предложить молодежная палата?
– На первом месте стоит программа “Молодежь Татарстана”, заключающая в себе перспективы и план развития молодежной политики. Государство утверждением этой программы берет на себя определенные обязательства. Это уже не декларативное заявление о поддержке молодежи, а конкретный план действий. Хорошо, что в этом году был принят Закон о молодежи РТ, но в нем нет той конкретики, которую должна содержать программа конкретного развития.
– Молодежная палата вносила предложения в законопроект о молодежи?
– Мы внесли много идей и предложений, “перелопатив” перед этим кучу аналогичных документов наиболее “продвинутых” субъектов Российской Федерации, где молодежная политика действительно существует. К сожалению, в силу нашей неопытности многие предложения входили в противоречие либо с бюджетным кодексом, либо с налоговым законодательством.
– Как можно стать членом молодежной палаты?
– К нам приходят обычно те, кого направляют общественные организации или районы. Палата формируется на основе представителей всех крупных республиканских молодежных объединений, а также всех городов и районов республики. У нас есть и студенты, и рабочая молодежь – городская и сельская, и аспиранты, и молодые чиновники. Возраст – не старше 30 лет. Любой желающий может принять участие в работе палаты.
– Есть ли эффект от создания молодежной палаты?
– По крайней мере, к нашему мнению в Госсовете прислушиваются. Наши обращения никогда не остаются без внимания, мотивированный ответ – положительный или отрицательный – мы всегда получаем. Молодежная палата обрела хороший статус и стала трибуной для многих молодежных организаций. Вместе с тем хотелось бы большей активности самих молодежных организаций. Ведь наша палата является тем механизмом, который помогает им решать конкретные вопросы.
– Реально ли участие молодежи в политике?
– Я думаю, предстоящие выборы это покажут. В этот раз много представителей молодежи решили самостоятельно, независимо от каких-либо партий принять участие в муниципальных выборах.