Хотели как лучше, а вышло… по Черномырдину

Самой главной проблемой и головной болью для подавляющего большинства индустриально развитых стран в последние годы стал неудержимый и стремительный рост цен на нефть.

Самой главной проблемой и головной болью для подавляющего большинства индустриально развитых стран в последние годы стал неудержимый и стремительный рост цен на нефть.


Государства, которые этого природного богатства не имеют, отдают чуть ли не последнее на закупку топлива. Выкладывать за нефть небывалую цену сегодня вынуждены практически и все постиндустриальные страны – США, Япония, а также Европа. Те же, кому с запасами недр повезло больше, стремительно пополняют золотовалютные резервы, а в отдельных случаях даже встают перед серьезной проблемой, куда потратить деньги.


Кризис, который переживает сегодня весь мир, является во многом рукотворным.


В последние годы наблюдаются объективные условия для роста нефтяных цен. Прежде всего, это быстро растущие экономики таких крупных стран, как Китай и Индия. Если учесть, что Китай по численности населения давно шагнул за миллиард, а Индия близка к этой цифре, то можно представить, какие топливные ресурсы требуются этим демографическим колоссам. Значительно увеличился аппетит на нефть и у все более экономически преуспевающей Бразилии. Вместе с тем рост потребления “черного золота” идет на фоне крайней нестабильности во многих странах, его добывающих. Иран разрабатывает ядерные программы, что вызывает раздражение у США и не позволяет свободно торговать с этой страной. Шаткая ситуация на Каспии и на Северном Кавказе. В сумме все это позволяет сделать устойчивый долгосрочный прогноз: цены на энергоносители будут только повышаться. Более того, тот, кто единолично сможет контролировать распределение большей части природных запасов планеты, в ближайшей перспективе будет, скажем так, осуществлять текущее руководство всеми делами, происходящими на этой самой планете. А на роль мирового лидера, как известно, изо всех сил пытается претендовать только одна супердержава.


В мире, особенно в США и Англии, было немало простаков, веривших в то, что Саддам Хусейн обладает страшным смертоносным оружием, которое он мечтал (просто спал и видел) использовать против США и их союзников. Но даже этим простакам сейчас абсолютно понятно – цель вторжения в Ирак заключалась совсем не в разоблачении коварного Саддама, американцы просто хотели “сесть на трубу”, иначе говоря, поставить под полный контроль своих корпораций распределение природных запасов этого богатейшего на нефть региона. США в эйфории первых дней после кажущейся победы даже и не скрывали, что Россия и Франция, не поддержавшие вторжение, будут вытеснены из традиционной зоны их экономических интересов и еще станут выпрашивать разрешения у американцев хоть на какое-то участие в разработке ирак-


ской нефти.


Однако одно дело – задумки и совершенно иное – их реальное воплощение. В данном случае получилось так, как когда-то изрек наш бывший премьер Виктор Черномырдин: “Хотели как лучше, а получилось как всегда”. Американцы со всей своей армадой политологов, советников, арабистов и целых профильных научных институтов не смогли просчитать, в какой тугой узел в Ираке сплетены веками копившиеся межрелигиозные, меж-этнические, социальные и другие проблемы. Американцам так и не удалось понять и менталитета этого загадочного восточного народа, который, в экстазе низвергнув все статуи Саддама, тут же принялся методично взрывать и отстреливать оккупантов, а также земляков, с ними сотрудничающих. Только сегодня до администрации Буша дошло: Саддам, по сути дела, являлся довольно надежной пробкой у кипящего котла, жестко, а иногда и жестоко сдерживающей те мощные струи пара, которые грозили из него вырваться.


Но признаться в этом – значит признать глобальную политическую ошибку, чего не может себе позволить даже правительство такой страны, как США.


Итог вторжения печален: счет погибшим в результате практически ежедневных терактов идет уже на тысячи, разрушены и разграблены города, страна находится в состоянии хаоса, идет война, активизировано вооруженное противостояние по религиозному, клановому и этническому признакам.


Американцы достигли поставленных перед собой целей с точностью до наоборот – нефтедобыча в этом регионе является занятием уж слишком “опасным для здоровья”, потому и желающих поучаствовать в этом не находится. Как результат – взлет мировых цен на нефть на невиданную высоту.


Однако провал американцев в Ираке в нашем взаимозависимом мире неизбежно скажется и на других государствах. И скажется главным образом негативно. В этой оккупированной стране, по сути дела, создан целый полигон для взращивания террористов с прохождением здесь же, на месте, “производственной” практики. И никто не гарантирует, что завтра подготовленные в борьбе с американскими оккупантами бойцы не окажутся в той же Чечне или в других регионах вооруженных конфликтов.


А США при полном единении страны и безоговорочной поддержке своего населения в момент вторжения в Ирак, по сути дела, загнали себя в патовую ситуацию. Уйти из Ирака сейчас означает не только признать свое полное поражение и расписаться в беспомощности, но и обречь эту страну на гражданскую войну, которая неизбежно взорвет весь регион. Остаться – значит по-прежнему доставлять через океан гробы и отвоевавшихся солдат-инвалидов и со страхом ждать, какая из этих очередных партий “груза” с войны превратится в ту каплю, которая переполнит чашу терпения общества, избалованного за последние десятилетия сплошными победами.


Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ.
“РТ”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще