Уважаемый Президент Российской Федерации!
Уважаемый Председатель Правительства Российской Федерации!
Уважаемое высокое собрание!
Дорогие наши гости!
Пять лет прошло со дня образования Государственного Совета Российской Федерации. Это немалый срок, и можно с уверенностью сказать, что данный институт государственности оправдал те надежды, которые на него возлагались. Владимир Владимирович Путин, открывая первое заседание Государственного Совета 22 ноября 2000 года, назвал его “органом стратегического назначения”. Это, действительно, так. Достаточно вспомнить темы, которые ставились на заседаниях Государственного Совета. Это проблемы стратегии развития государства, оборонного комплекса, поддержки малого бизнеса, образования, науки, культуры, реформы ЖКХ, приоритетов в экономике, особенно в транспортной инфраструктуре, авиации, международной деятельности.
Одной из сквозных тем наших заседаний стало укрепление властной вертикали. Действительно, в 2000 году, все мы знаем, она была, фигурально выражаясь, “рыхлой”. Надо было навести в стране элементарный порядок, что и было сделано. Кстати, в нашей республике мы всегда придерживались этого принципа, мы не спешили с введением повсеместно самоуправления, а постепенно отрабатывали механизмы народовластия по мере появления для этого реальных экономических возможностей. В результате у нас на 16 октября этого года назначены выборы в органы местного самоуправления всех уровней. Мы готовы перейти в полной мере к учреждению органов местного самоуправления в соответствии с новым законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Есть предложения по некоторым поправкам, мы ждем и надеемся, что они будут приняты Государственной Думой.
Разграничение полномочий между субъектами и федеральным центром в любом государстве является одним из ключевых вопросов. Должно быть общее правовое пространство, единые правила государственной политики, понимание общих ценностей общества. Нельзя рассматривать демократию как безвластие, а “вертикаль власти” – как отрицание федерализма. Демократия строится на правовой базе, а федерализм – на четком разграничении полномочий, где каждый уровень власти точно знает свои права и обязанности. Только на этой базе можно строить сильное государство. Несмотря на наличие непростых проблем, в настоящий период можно считать, что в государстве заложены основные принципы для дальнейшего развития федерализма.
За эти годы мы многое сумели отработать во взаимоотношениях центра и субъектов. Российская Федерация будет произрастать регионами, у каждого из которых огромный потенциал. Убежден, что субъектам Федерации нужно больше доверять, ведь многие вопросы по жизни возможно решать только на местах. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 года сделан первый шаг по наделению руководителей регионов дополнительными полномочиями. Мы знаем, что на днях в Сочи рассматривались эти вопросы дополнительно, по-моему, кое-что опять перепадает. Сейчас дело за реализацией данного Указа. Мы совместно с федеральными органами управления к концу года должны подвести итоги и сказать, сколько структур сокращено, нет ли дублирования и какая достигается эффективность в сфере управления.
Россия является огромным государством во всех смыслах этого слова, как географически, так и экономически. Это многонациональное государство, где проживают многие народы со своими традициями, особенностями быта и культуры. Нельзя надеяться только на рыночные механизмы или спонсоров. Есть отдельные республики, регионы, которые самодостаточны, но далеко не все многонациональные субъекты могут финансировать развитие культуры населяющих их народов. В Москве немало радио- и телеканалов, которые ведут передачи на разных языках мира и о чем угодно, но не рассказывают или очень мало говорят о российских народах, а ведь единство страны должно строиться на взаимопонимании.
К примеру, не без участия Президента Российской Федерации в последние годы татары, башкиры начали проводить Сабантуй по всей стране, и, должен сказать, на этот праздник с удовольствием ходят все, независимо от национальности. Там создается уважительное отношение к традициям наших народов, хотя в учебниках длительное время, в частности, о татарах пишут самые невероятные вещи. Историю России в школьной программе представляют в основном только как русскую. Но ведь другие народы, пусть не в такой же мере, тоже внесли свой вклад в становление государства.
Сегодня весь мир озабочен проблемой терроризма, межрелигиозных трений. Решить эти проблемы можно, только объяснив их истоки, создав между людьми взаимопонимание. Здесь недостаточно демократии и открытости, нужна еще и продуманная политика, отвергающая крайности в любом их выражении. В Казанском Кремле рядом стоят возрожденная мечеть Кул Шариф и отреставрированный Благовещенский собор. Они являются символом взаимопонимания конфессий и народов. Этот опыт межконфессиональных отношений может служить хорошим примером и для регионов, и для других стран. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что нам необходимо всячески поддерживать те богатые традиции совместного жития, которые сложились в Российской Федерации. У татар было движение джадидизма, которое очень терпимо относилось к православию и другим религиям, интерпретировало ислам в современном духе, ориентировалось на самые передовые культуры, было открытым и либеральным. Убежден, что надо опираться именно на эти традиции, которые народы России выработали за многие столетия совместного проживания.
Государственный Совет Российской Федерации собрался в Казани в год ее 1000-летия. Мы это воспринимаем как знак высокого уважения к нашей многонациональной республике. Выражая слова глубокой благодарности за такое отношение, хочу заверить, что мы есть и будем достойной составляющей нашей Федерации. Наша столица всегда была средоточием как восточных, так и западных тенденций, она стала поистине евразийским городом, где можно найти сочетание самых разных культур и цивилизаций. Как я уже говорил Вам, Владимир Владимирович, празднование 1000-летия Казани началось 24 августа с блестяще организованных Дней Санкт-Петербурга в Казани, где лично участвовала Валентина Ивановна Матвиенко, и огромное ей спасибо.
Республика вместе со всей страной претерпела большие изменения. Это стало возможным благодаря развивающейся демократии и рыночной экономике. Город преобразился. За последние годы мы переселили из ветхого жилья около 50 тысяч семей, из них 33 тысячи в Казани, построили новые дороги, аэропорт, мощную спортивную базу, супермаркеты, закончили сплошную газификацию села. В экономическом развитии мы сейчас устойчиво находимся в первой десятке. Нефтяная отрасль является ведущей как для страны, так и для республики. Несмотря на долгие годы эксплуатации месторождений, что привело к серьезным экологическим проблемам, мы надеемся на поддержку этой отрасли за счет внедрения дифференцированного налогообложения на добычу углеводородного сырья. Мы вчера обсуждали это и с Юрием Петровичем Трутневым. Это нужно не только для Татарстана. Многие регионы России находятся в такой же ситуации. От введения измененного НДПИ выиграют не только население и регионы, но и федеральный бюджет. Соответствующие расчеты уже произведены.
Республика развивается не только за счет роста цен на нефть, ее продажи и переработки. Мы поддерживаем высокие технологии, прежде всего в сфере авиации, автомобилестроения, судостроения, легкой промышленности. Защита отечественного товаропроизводителя является приоритетной, о чем не раз говорилось за эти годы и на заседаниях Государственного Совета Российской Федерации. Нам важно опираться на науку и высшее образование. Университетские комплексы – это наше богатство. Там воспитывается и обучается будущее страны. Молодежь стремится к знаниям, в этом залог наших успехов. Я думаю, что сегодня у всех вас будет возможность посмотреть, как инновационные проекты в республике разрабатываются и осуществляются именно молодыми учеными.
Наряду с монетизацией льгот по 122 закону у нас с 1 января текущего года проводится полная монетизация ЖКХ. Безусловно, мы к этому готовились основательно в течение двух лет. Сейчас у нас появилась полная уверенность в правоте начатых реформ, и рассчитываем, что отрасль жилищно-коммунального хозяйства в республике в течение не более трех лет станет наиболее привлекательной для бизнеса, а главное – для населения. Откладывать эти реформы – значит загонять проблему в глубь, а то и в тупик.
В республике не забываем и о селе. Развитие сельского хозяйства – это продовольственная безопасность страны, обустроенность территории, занятость населения. Если упустить время, то поля зарастут бурьяном, а деревни опустеют. У нас ускоренно идет земельная реформа, сегодня 1,5 млн. гектаров пашни обрели новых хозяев, которые пришли с современной технологией. Несерьезных инвесторов мы не пускаем. В результате урожайность зерновых составляет свыше 30 центнеров с гектара, производится в год не менее 4,5 млн. тонн зерна и более 1 млн. тонн молока.
Я целиком и полностью поддерживаю то, о чем заговорили в последнее время губернаторы: мы должны сами производить продукты питания. И это, пожалуй, единственный выход, это нам позволит выдержать в дальнейшем конкуренцию. Безусловно, село требует затрат, но оно обеспечивает и отдачу – как в социально-экономическом плане, так и в сохранении и возрождении духовности нашего населения, что очень важно для страны.
Президент страны Владимир Владимирович Путин, определяя смысл Государственного Совета Российской Федерации, сказал, что “нам предстоит выработать консолидированную позицию по ключевым вопросам развития государства”. Это, безусловно, емкое определение. Мы эту функцию, на мой взгляд, за прошедшие пять лет во многом выполнили. Накопленный положительный опыт дает больше оптимизма в дальнейшем конструктивном решении проблем. Огромное спасибо всем. Зур рэхмэт.