Пока в Татарстане готовятся к муниципальным выборам, чтобы со следующего года в республике заработала двухуровневая система местного самоуправления (заметьте, как и положено по федеральному законодательству), на российском уровне принято решение отложить муниципальное реформирование до 2009 года. Во всяком случае, Госдумой принята соответствующая поправка, пока, правда, в первом чтении, но то, что она благополучно минует все три, сомнений практически не вызывает.
В этом отношении федералы очень уж напоминают капризную девицу, которая занимается гаданием на ромашке: “любит – не любит”, “отложить – реформировать”… Если в течение нескольких лет выходило, что местное самоуправление нужно быстрее реформировать, то в самый ответственный момент лепестки закончились на слове “отложить”. А ведь до введения закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” осталось всего несколько месяцев. Так просчитаться в сроках проведения реформы, мягко говоря, недальновидно, тем более что речь идет не о сердечных делах влюбленных, а касается целого государства. И если какие-то субъекты не готовы к введению местного самоуправления “по-новому”, то этот момент можно было предусмотреть заранее, потому как сейчас те регионы, которые прилежно выполняли все, что установлено федеральным законодательством, окажутся в двусмысленном положении.
Татарстан не исключение, ведь мы сделали практически все, чтобы встретить 2006 год во всеоружии. Разработали и приняли уставы муниципальных образований, определились с границами, назначили выборы – в общем, провели большую работу как на региональном, так и на местном уровне. И что теперь?
Какие юридические коллизии породит принятие этой поправки, могут ли быть отложены муниципальные выборы и как выйти из создавшегося положения с минимальными потерями? Данную ситуацию с юридической точки зрения комментирует министр юстиции РТ Мидхат Курманов:
– Хочу сразу подчеркнуть, что, если введение закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” откладывается с 1 января 2006 года до 2009 года, это еще не значит, что самоуправления у нас не будет. В этом случае будет продолжать действовать старый федеральный закон о местном самоуправлении от 1995 года. Соответственно, в существующих муниципальных образованиях, то есть в поселках и селах, выборы должны быть проведены в любом случае, так как срок полномочий нынешних депутатов советов местного самоуправления истекает в этом году.
Однако в федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан может быть внесена поправка о том, что законом субъекта разрешается продлять срок полномочий избранных депутатов еще на два года. Это нужно для того, чтобы совместить выборы в поселениях и во вновь образованных самоуправлениях. В этом случае выборы пройдут повсеместно только через два года. Если такой поправки не будет, то они состоятся, как и запланировано, 16 октября.
Основная же загвоздка заключается во вновь образованных муниципальных образованиях – это города и районы. Если там избрать органы местного самоуправления, то согласно федеральному законодательству они до 1 января 2006 года формируют бюджет, разрабатывают уставы и регламент, чтобы с нового года начать свою работу. Все остальное в этот промежуток времени делают “старые” органы. Если же “1 января 2006” заменят на “1 января 2009 года”, то чем будут заниматься “новые” органы в течение трех лет? Нужны ли они в этом случае?
Это первая проблема. Вторая заключается в том, что и с существующими самоуправлениями возникнет примерно та же юридическая коллизия. Если в сельских муниципальных образованиях в октябре пройдут выборы, то необходимо будет решать судьбу старых органов, которые в связи с тем, что введение закона откладывается, будут работать до 1 января 2009 года. Так период двоевластия может растянуться на три года.
Теперь что касается путей выхода из создавшейся ситуации. Первый вариант состоит в следующем. Федеральный законодатель в той поправке, которая принята в первом чтении, предусматривает такую возможность, что законом субъекта в отношении вновь образованных муниципальных образований можно ввести в силу закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” с 1 января 2006 года. То есть, по идее, самоуправление может быть введено в городах и районах со следующего года. Но велика вероятность, что этот момент изменится при втором чтении, потому что реализовать это на практике достаточно сложно. В связи с тем, что реформирование откладывается до 2009 года, будут внесены соответствующие поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы и многие другие федеральные законы. Фактически все федеральное законодательство вернется в старый режим. Маловероятно, что для отдельных субъектов будут вводить иные статьи и механизмы, хотя такая возможность не исключена.
Второй вариант развития данной ситуации заключается в следующем. Если на федеральном уровне будут внесены изменения в закон об основных гарантиях избирательных прав граждан, а также в закон о местном самоуправлении о том, что в переходный период на местах могут действовать как муниципальные органы, так и “иные”, то существующая система управления в Татарстане может быть сохранена до 2009 года. То есть на уровне городов и районов в этом случае законом субъекта могут быть оставлены органы государственной власти.
Хочу отметить, что в мае 2005 года в Госдуме состоялись парламентские слушания по закону о местном самоуправлении. Там был озвучен следующий момент. В Ставропольском крае новая система местного самоуправления начала действовать с первого января нынешнего года. Так вот, у них дотации муниципальным образованиям до введения этого закона составляли 19 процентов, по итогам четырех месяцев 2005 года эта цифра увеличилась до 42 процентов.
Думаю, здесь какие-либо комментарии излишни. Понятно, что муниципальная реформа требует серьезной доработки на федеральном уровне.