Заключительная сессия весеннего парламентского сезона, несмотря на массу достаточно сложных вопросов, значившихся в повестке дня, прошла относительно спокойно, а порой и с юмором.
“Легкий” тон заседанию задал депутат Сергей Осколок при формировании повестки дня. Видимо, для того, чтобы придать своему депутатскому запросу большую значимость, он принес с собой на сессию… вилку для лапши. “Ее делают в Китае, в наших магазинах продается именно эта продукция, – пояснил депутат. – А когда я был в “Метро”, мне попало в руки яйцо – куриное, пищевое, столовое. Продает нам его Москва, а производит Костромская губерния. У нас есть свои птицефабрики, так почему в наших магазинах торгуют московскими яйцами?”
Под таким “напором” фактов информацию о состоянии дел по поддержке отечественного товаропроизводителя было решено заслушать.
Но первый вопрос повестки дня настроил всех на серьезный лад, так как речь шла об избрании Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан на следующие пять лет. Президент Минтимер Шаймиев представил парламенту кандидатуру Рашита Вагизова, и ранее занимавшего эту должность. Как отметил Президент, благодаря ему Татарстан обеспечил прорыв в организации института защиты прав человека.
В свою очередь Рашит Вагизов отметил, что Уполномоченный по правам человека ежегодно получает более тысячи письменных жалоб, удовлетворяется из них около 17 процентов. Для нас это очень большая цифра, так как мы находимся в начале пути, подчеркнул Рашит Вагизов.
Другим немаловажным вопросом, рассмотренным на сессии, был отчет об исполнении бюджета за 2004 год, который в соответствии с Бюджетным кодексом РТ предоставляется в форме законопроекта. Чем примечателен этот документ? Тем, что в закон о бюджете минувшего года изменения вносились пять раз: четыре раза в прошлом году и один – в марте нынешнего. Постоянно появлялись дополнительные доходы, которые необходимо было распределять. В течение года только собственных доходов дополнительно поступило 13,8 млрд. рублей. Наибольшую же часть расходов бюджета республики составили ассигнования, направленные на финансирование учреждений социальной сферы – более 10 млрд. рублей.
Самым же дискуссионным оказался вопрос о статусе столицы республики. Как известно, в профильный комитет было представлено в связи с этим два законопроекта, в итоге на заседание Госсовета РТ был вынесен первый вариант, разработанный еще к апрельской сессии. Депутаты предложили его отклонить, так как в законопроекте затрагивается денежный вопрос, которого там быть не должно. В частности, в проекте закона “О статусе столицы Республики Татарстан” предусматривается компенсация затрат Казани, связанных с осуществлением функций столицы, за счет субвенций из республиканского бюджета. Но структура затрат и их состав в документе не указаны. “В год своего тысячелетия город заслуженно претендует на этот статус, – отметил Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. – Все-таки было бы неплохо, чтобы Казань его получила”. Он предложил депутатам принять законопроект в первом чтении, а затем сделать к нему поправки, чтобы профильный комитет их рассмотрел. Что и было сделано.
В перерыве сессии на заседании Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению выявились “подводные камни” столичного статуса. Первая поправка, по которой разгорелся нешуточный спор, касалась вопроса собственности. В частности, в законопроекте заложена статья, согласно которой все здания и сооружения органов государственной власти на территории Казани на момент вступления этого закона в силу остаются в собственности республики. Получается, что имущество территориальных органов соответствующих министерств и ведомств, обслуживающих город, которые на данный момент являются государственными, автоматически станет собственностью республики. Однако с 2006 года эти органы будут муниципальными в связи с передачей соответствующих полномочий местному самоуправлению. Так что городские управления и комитеты, по мнению казанцев, могут остаться “без крыши”. Хотя полномочный представитель Президента в Госсовете Раиса Сахиева говорила, что по закону, если республиканские органы передаются местному самоуправлению, то имущество их передается безвозмездно, тем не менее на депутатов, представляющих интересы столицы, это действия не возымело. Компромиссный вариант предложила секретарь Госсовета РТ Валентина Липужина – оставить данную статью, включив в нее слова “за исключением территориальных органов”.
Если по этой поправке к компромиссу прийти удалось, то денежный вопрос свел все старания на “нет”. Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин предложил исключить из законопроекта статью, связанную с выделением субвенций из республиканского бюджета, так как непонятна “цена вопроса”. Тогда казанцы поставили вопрос: зачем городу статус столицы, если на осуществление функций столицы нет денег? В итоге законопроект решили отложить на осень. Так что встретит Казань свое тысячелетие без столичного статуса…
Комментируя принятие законопроекта “Об Общественной палате Республики Татарстан” во втором чтении, Фарид Мухаметшин отметил, что своими поправками депутаты значительно улучшили проект закона – “демократизировали этот процесс”. “Мы специально не приняли его в целом, – подчеркнул руководитель парламента. – До осени, еще раз посоветовавшись с общественностью, сделаем этот закон таким, чтобы он был одобрен большинством населения”.
Что касается законопроекта, который регулирует игорный бизнес на территории республики, то Фарид Мухаметшин отметил: этот вид бизнеса имеет право на жизнь, но порядок размещения игорных заведений, правила их регистрации и лицензирования требуют дополнительных уточнений.
На сессии парламентарии рассмотрели также более сорока вопросов, касающихся федеральных законов, законодательных инициатив депутатов других регионов.