В октябре нынешнего года, как известно, в республике грядут муниципальные выборы. Люди в селах ждут, что со следующего года они вздохнут свободнее – у советов и полномочий станет больше, и денег, и возможностей. По крайней мере, так было обещано федеральными реформаторами.
Основными атрибутами местного самоуправления являются выборность муниципальных органов и финансовая самостоятельность. Последнее даже важнее. Потому что сколько ни выбирай депутатов или глав, а если денег нет, то ни один вопрос решить самостоятельно такое муниципальное образование не в силах, значит, и самоуправление в этом случае просто фикция.
Какова финансовая база поселений у нас в республике? С чем вступят сельские самоуправления в 2006 год? Эти вопросы очень актуальны. “По предварительным подсчетам, – говорит министр финансов РТ Радик Гайзатуллин, – если взять все поселения республики за сто процентов, то всего около семи процентов будут самодостаточные или с профицитом, а самодостаточного муниципального района вообще нет ни одного”.
Вот такая складывается неутешительная финансовая картина. Что же касается “профицитных” семи процентов, то в основном это городские поселения, такие как Альметьевск, Нижнекамск и другие, таким образом, о самодостаточности сел говорить не приходится.
Согласно законодательству, собственные доходы поселений с будущего года составят следующие налоги: часть подоходного, часть сельхозналога с предприятий, по сто процентов – земельного налога и имущественного налога с физических лиц. То, что эти финансовые источники законодательно закрепили за муниципальными образованиями и у поселений будут свои бюджеты, – это, несомненно, большой плюс, но попробуем разобраться, на что хватит этих денег и насколько реально их собрать.
В большинстве сел сельхозпредприятия, что называется, на ладан дышат. Сельхозналог с таких получить практически невозможно, как, впрочем, и земельный.
Далее, у колхозников зарплата зачастую заменяется натуроплатой, если и не полностью, то хотя бы частично. Причем это практикуется не только на “слабеньких” сельскохозяйственных предприятиях. Следовательно, подоходный налог автоматически срезается. С чего его брать, если зарплаты нет? Так что в большинстве сельских местных самоуправлений эта часть налога будет закрываться в основном только за счет бюджетной сферы.
Есть еще и другая проблема – живет человек в деревне, а работает за пределами своего селения. В этом случае подоходный налог “уходит” по месту работы. Тем не менее местное самоуправление тратит деньги на его лечение, обучение его детей и так далее. Очень остро стоит в селах и проблема безработицы.
То есть подоходного налога в сельских поселениях будет негусто.
Что касается имущественного налога, то он один из самых труднособираемых. Во-первых, очень много льготников в этой сфере. Люди оформляют дома на бабушек и дедушек, так как пенсионеры освобождены от уплаты этого налога. Во-вторых, пока дом не прошел государственную регистрацию, то есть все документы на него не оформлены, налог с жильца получить нельзя даже в судебном порядке. По мнению председателя Большековалинского совета местного самоуправления Высокогорского района Рафиса Газизова, необходимо внести поправки в законодательство, чтобы имущественный налог можно было собирать не после государственной регистрации, а если, к примеру, дом застрахован или на него получен паспорт в бюро технической инвентаризации, либо проведены газ или вода, то есть человек каким-то образом признал свою собственность.
Вот такие непростые налоги оставлены селам для решения местных вопросов. Конечно, собственные доходы – это еще не все. В республике предусмотрено пять фондов, которые будут финансировать муниципальные образования всех уровней. Поселениям же будут выделяться деньги как с республиканского уровня, так и с уровня муниципальных районов, где создаются фонды финансовой поддержки поселений. При помощи такого механизма будет пополняться финансовая база муниципальных образований. Но одно дело, когда деньги тебе дают, и совсем другое, когда они твои собственные. Ведь, в конечном итоге, все муниципальные образования должны стать самодостаточными.
К слову, Большековалинское местное самоуправление (МСУ) – одно из самых обычных, ни самое бедное, ни самое богатое. В него входят четыре населенных пункта, а проживает здесь более семисот человек. Так вот, по тем налогам, которые оставил федеральный законодатель поселениям, собственные доходы этого самоуправления составят 172 тысячи рублей. Согласно же подсчетам, проведенным Центром экономических и социальных исследований РТ, на осуществление всех полномочий, которые прописаны в федеральном законе о местном самоуправлении, Большековалинскому МСУ необходимо более 11 млн.рублей. Понятно, что никакие фонды этой суммы для поселения не осилят, тем более что в республике таких поселений более девятисот.
В общем-то, на этом можно было бы и закончить. Цифры говорят сами за себя, и какие-либо комментарии излишни. Однако остается извечный вопрос: что делать? По мнению министра финансов республики, органам местного самоуправления необходимо более плотно работать с земельным налогом, так как в целом по республике земли внутри поселений полностью не размежеваны. Границы сел очерчены, но внутри не определены собственники земель. Когда они будут установлены, станут перечислять земельный налог в бюджеты поселений. В общем, есть в этом налоге скрытый резерв, однако, чтобы его получить, нужно потрудиться.
По мнению же председателя Большековалинского совета местного самоуправления, необходимо расширить налоговую базу поселений. В частности, передать хотя бы какую-то часть единого налога на вмененный доход (10 процентов от него идет в федеральный бюджет, остальное остается городским округам и муниципальным районам). Одна из основных целей создания местного самоуправления – это развитие малого и среднего бизнеса. Какой смысл селам привлекать частных предпринимателей и помогать в развитии бизнеса, если основной налог с этого вида деятельности “уходит” в другие бюджеты!
Еще одним источником содержания села, по мнению Рафиса Газизова, должен стать транспортный налог: зимой нужно чистить дороги от снега, летом – где-то гравий положить, где-то щебень, наладить уличное освещение.
По мнению же заместителя председателя Совета народных депутатов Спасского района Елены Галиуллиной, государство в любом случае не должно бросить муниципальные образования на произвол судьбы. Чтобы самоуправление заработало, необходимы деньги, считает она. Поэтому, по ее мнению, государство должно помочь в создании налогооблагаемой базы самоуправления. В частности, построить какие-то предприятия на территории сел.
Как бы то ни было, но пока есть то, что есть. И каких-либо изменений в финансовом обеспечении сельских самоуправлений в ближайшем будущем не предвидится. Смогут ли поселения с таким стартом финишировать к 2010 году самодостаточными муниципальными образованиями? Ведь к тому времени государство должно полностью перестать финансировать местное самоуправление. Вопрос неоднозначный.
Следует отметить, что законодательство дало определенные рычаги для того, чтобы изменить ситуацию и повысить статус местного самоуправления. В частности, у любого муниципального образования есть право на законодательную инициативу. Сумеют ли воспользоваться сельские муниципалы тем, что дано? Этот вопрос упирается в профессионализм тех людей, которые будут стоять у руля, в их умение ориентироваться в законодательстве и использовать существующие возможности. В общем, грамотные муниципальные кадры выходят на первый план.
Но это уже отдельная проблема…