В ближайшее время проект закона об Общественной палате Татарстана будет внесен в Государственный Совет РТ. На вопросы корреспондента агентства “Татар-информ” отвечает один из разработчиков законопроекта – заместитель Председателя Государственного Совета Юрий Камалтынов.
– Юрий Зимелевич, как возникла идея создания Общественной палаты в Татарстане? На каком этапе находится работа по подготовке соответствующего законопроекта?
– В своем сентябрьском выступлении, предлагая новый механизм наделения полномочиями будущих руководителей субъектов Федерации, Президент РФ высказал идею создания Общественной палаты как переговорной площадки гражданского сообщества и власти. Уже на тот момент во фракции “Единая Россия” в Государственном Совете Татарстана обсуждался вопрос о необходимости создания подобного института в республике. Затем, при формировании плана законопроектной работы Госсовета, группа депутатов предложила включить данный проект закона в план работы на 2005 год. Можно сказать, что работа началась с ноября прошлого года. Проект, который мы подготовили, уже практически на выходе. Надеемся, что в ближайшее время мы сможем внести его в Государственный Совет.
– В Государственной Думе на днях рассмотрен во втором чтении законопроект об Общественной палате РФ. Каким образом будет использован опыт “думцев” в разработке нашего, татарстанского законопроекта?
– Зная, что ведется капитальная проработка данного вопроса на федеральном уровне, мы не форсировали события. Все-таки хотели посмотреть – а что будет там? Каким видит Общественную палату федеральный центр? В прошлом году несколько депутатов, в том числе и я, принимали участие в работе Социального форума в Перми, где мы встретились с разработчиками федерального законопроекта. Состоялся очень интересный “круглый стол”, где шло активное обсуждение первой редакции проекта закона об Общественной палате. Надо признать, с тех пор он не претерпел кардинальных изменений, и все же тогда было высказано очень много критики. Рабочая группа, созданная федеральным центром, провела колоссальнейшую работу: к законопроекту представлена масса поправок – более трехсот. При разработке нашего проекта мы не во всем следовали федеральному законопроекту. Хотя там и есть интересные моменты, в частности в определении целей и задач Общественной палаты, но в части ее формирования мы склоняемся к тому, что решающее слово будет за общественными объединениями и представительными органами. Считаем, что формирование Общественной палаты должно быть максимально демократичным.
– Какой это будет орган – рекомендательный, консультативный?
– В любом случае это орган не государственный. Он может и должен стать выразителем интересов и мнений общественности. Все решения, которые будут приниматься палатой, могут носить вид либо заключения, либо предложения, либо результатов экспертизы. Одна из основных задач Общественной палаты, как об этом говорил Президент РФ, – стать переговорной площадкой для общественных организаций и власти. Палата вправе взять на себя экспертизу наиболее значимых законопроектов и проектов программ, которые предполагается рассматривать в Государственном Совете, вносить свои предложения по этим документам. Важным аспектом деятельности палаты может стать мониторинг законоприменительной практики. Принят закон. А вот как он работает, возможны ли сбои, что недосмотрели депутаты, заложен ли органами исполнительной власти механизм реализации данного закона – все это может стать предметом внимания членов палаты.
– Можно ли сейчас говорить о структуре татарстанской Общественной палаты?
– Мы, как разработчики законопроекта, поставили перед собой следующую цель – данная организация должна быть максимально самостоятельной и саморазвивающейся. Наша принципиальная позиция – работа должна вестись на безвозмездной основе, это очень важно. Если общественная организация делегирует своего представителя в Общественную палату, тот должен осознавать, что будет там работать безвозмездно в силу своих убеждений, в силу своей потребности выразить собственное мнение и мнение общественной организации, с тем чтобы реализовать свой потенциал. Именно поэтому мы не предполагаем работу на освобожденной основе. Во всяком случае, в законопроекте, который мы готовим, пока это не просматривается. Что касается структуры, все будет как и в федеральной палате: будет совет, будут комитеты, которые смогут образовывать рабочие группы, комиссии, экспертные советы и т.д. Мы пытаемся уйти от таких понятий, как постоянный председатель, постоянные заместители. Считаем, что все члены совета, представляющие те или иные комитеты, будут по очереди возглавлять Общественную палату на какой-то промежуток времени. Допустим, от заседания до заседания. Предполагается, что они будут проходить не реже двух раз в год. Получается, что минимум два раза в год председатель Общественной палаты, выступающий с инициативами от ее имени, будет меняться. С одной стороны, это даст возможность большему количеству людей поучаствовать в общественном процессе, с другой, позволит уйти от “заорганизованности” и формализма.
– Предполагается, что в федеральной Общественной палате будут представители, работающие на постоянной основе. А что предлагают разработчики татарстанского законопроекта?
– Республика – это республика. У нас в течение светового дня из Казани можно добраться практически в любую точку Татарстана. Российская Федерация – это нечто большее. И, безусловно, организация федеральной Общественной палаты без определенного числа людей, работающих на постоянной основе, будет просто невозможна. Регионы эту проблему решают по-разному – где-то организационные функции возлагают на аппараты конкретных министерств и ведомств, где-то на аппараты полпредов Президента. Мы понимаем, что без денег Общественная палата работать не сможет. Поэтому будет предусмотрена определенная государственная поддержка, хотя на первоначальном этапе ее формы могут быть различными. Необходимо арендовать помещение, иметь телефонную связь, факс и т.д. Для членов общественной палаты из дальних районов республики понадобится транспорт, все понимают, что за свой счет добираться до столицы накладно.
– Что вы можете сказать об общественной палате, которая уже самоорганизовалась вне правового поля и проводит различные мероприятия, рекламируя себя таким образом?
– Закон об общественных организациях разрешает всем гражданам объединяться в различной форме для решения своих задач. С этой точки зрения каждый может собраться и назвать себя так, как он пожелает. По поводу легитимности я бы сказал так: именно предлагаемый законопроект и создаст юридическую базу, которая заполнит имеющийся на сегодняшний день правовой вакуум в этом вопросе. Во-первых, мы решаем вопрос полномочий Общественной палаты, порядка ее взаимодействия с органами власти. Второй момент – прописывается четкий механизм, согласно которому человек, давший согласие на участие в работе палаты, является выразителем мнения конкретной организации.
– Будет ли возможность у представителей той общественной палаты принять участие в работе легитимного органа?
– Тут нет никаких сомнений. Если их собственные общественные организации доверят им стать членами Общественной палаты – нет никаких проблем.
– А сколько всего будет членов Общественной палаты?
– Пока обсуждается два варианта: 135 или 150 членов. Эти цифры возникли с учетом того, что в Татарстане на сегодняшний день зарегистрировано более 2000 общественных организаций. Предполагается, что предусмотренная проектом ротация даст возможность наибольшему числу общественных организаций принять участие в работе ОП. 150 человек – то оптимальное число, которое позволит за несколько лет провести через палату практически все общественные объединения. Мы предусматриваем, что не менее одной трети каждый год должны проходить ротацию. Но это не означает, что остальные общественные организации останутся за бортом. Не являясь официально членами Общественной палаты, они смогут принимать участие с правом совещательного голоса в работе комитетов, экспертных групп. В ОП будет реализовано тесное взаимодействие со всеми общественными объединениями.
– Вы упомянули о ежегодной ротации. Не будет ли это одним из способов нейтрализовать организации, выступающие слишком активно?
– Опасности нет, поскольку уже изначально закладывается правовой механизм, позволяющий ОП самой решать, кого из ее членов нужно менять. Это не будет определяться какими-то внешними факторами. Человек уехал из республики, кто-то, не дай бог, умер, кто-то просто перестал работать – все эти случаи охватываются системой ротации. Речь идет только об этом, а не о том, что там будут кого-то специально “выдавливать”.
– Что вы можете сказать о форме работы Общественной палаты?
– Содержание регламента будут готовить сами члены палаты. Какие комитеты, в каком количестве, с какой периодичностью они будут работать – все это должно быть заложено там. Мы определяем лишь основную канву.
– Получается, что, помимо законодательной, исполнительной и судебной власти, у нас появляется еще одна власть?
– Нет. Властных полномочий у Общественной палаты не будет. Ее задача – делать экспертные заключения, высказывать мнения и предложения. Точка зрения палаты должна быть услышана в обязательном порядке, по крайней мере, исполнительной властью точно. Мы предлагаем, чтобы мнение Общественной палаты по принципиальным вопросам звучало и на сессии Государственного Совета, чтобы ее члены принимали участие с правом совещательного голоса в работе парламентских комитетов, коллегий министерств, а также рабочих и экспертных групп, которые будут формироваться Госсоветом. Голос Общественной палаты должен быть услышан.