При всем драматизме происходящих на Украине событий не оставляет ощущение их некоторой театральности, наигранности.
В ходе всей избирательной кампании В.Ющенко позиционировал себя как лидера оппозиции, а В.Янукович не скрывал, что он – кандидат от действующей власти и олицетворение ее преемственности. И так продолжалось вплоть до судьбоносного решения Верховного суда страны о признании результатов второго тура недействительными и назначении повторного голосования на 26 декабря. Тут все мгновенно перевернулось с ног на голову. Ющенко вступил в переговоры с действующим президентом Л.Кучмой, результатом которых стало решение Верховной Рады о политической реформе, а Янукович обвинил переговорщиков в сговоре и заявил, что теперь оппозицией является именно он. Буквально бросается в глаза резко изменившийся тон выступлений отпускного премьер-министра: Кучма – враг, Ющенко – наследник Кучмы, Янукович – молодая надежда прогрессивного человечества.
Ну и как же все эти кульбиты понимать? Почему Ющенко, одержав безусловную победу на улице, не довел ее до юридического оформления и согласился на реформу, означающую преобразование Украины из президентской республики в республику президентско-парламентскую? Ведь ему в свете весьма вероятной победы 26 декабря эта реформа крайне невыгодна, поскольку полномочия назначения глав областных администраций она передает правительству, а полномочия формирования самого правительства – Верховной Раде. Ответ может быть только один – значит, не мог не согласиться. А какая угроза могла заставить Ющенко согласиться с ограничением своих будущих полномочий? Опять-таки ответ единственный – только угроза неизбрания вообще. А эта угроза была вполне реальной до решения Верховного суда.
Ведь, как мне представляется, Верховный суд принял решение юридически не совсем чистое. В своем иске адвокаты Ющенко не просили суд назначать новое голосование, они только хотели отменить решение Центризбиркома о признании Януковича избранным президентом. И юридически точным было бы решение о назначении новых выборов с выдвижением новых кандидатов. Чего и добивался Кучма. Сейчас говорят, что решение Верховной Рады о политической реформе стало результатом компромисса. Но похоже, что компромисс был найден раньше, а именно – перед решением Верховного суда. Виктору Ющенко пообещали не назначать новых выборов, а взамен его сторонники в Верховной Раде должны были поддержать проект политической реформы. Но тогда приходится признать, что все последние украинские события – действительно тщательно построенный спектакль, а режиссирует его действующий президент.
Начать, видимо, надо с того, что Леонид Кучма вполне мог обеспечить “преемственность” власти без особых проблем и потрясений. Для этого хватило бы всего двух действий. Во-первых, назначить преемника с чистой биографией без уголовного прошлого и, во-вторых, “замазать” уголовщиной оппозицию, отдав российской прокуратуре народного трибуна Юлию Тимошенко, объявленную в международный розыск. Кучма не сделал ни того, ни другого. Он как будто специально создавал преимущества для оппозиции. А дальше – все просто. Преимущество оппозиции автоматически влечет за собой массированные фальсификации со стороны власти. А те, в свою очередь, – массовые протесты населения по югославско-грузинскому сценарию. Получается, что патовая ситуация, сложившаяся после второго тура президентских выборов, была тщательно спланирована и блестяще исполнена. И пока победу Кучмы стоит признать всеобъемлющей. Он не только убрал людей с Майдана, но и пролонгировал на время свои властные полномочия.
Может возникнуть естественный вопрос: а почему, собственно, Ющенко обязательно должен был выполнять условия договоренности? Мог ведь пообещать поддержку реформы, а после решения Верховного суда от своего обещания отказаться – обычное в политике дело. Оказывается, нет, не мог. Потому, что ему заранее показали, что если будет “фордыбачить”, то голосовавший за Януковича юго-восток отделится от Украины, а то и к России присоединится. Характерно, что мятежные губернаторы со своими сепаратистскими планами отыграли назад не после угроз Ющенко привлечь их к уголовной ответственности, а после тихого совещания у Кучмы.
Так вот и получается, что видимый хаос на Украине на самом-то деле – хаос вполне управляемый. Пока мы наблюдали только первый акт пьесы, и сейчас в антракте можем только гадать, что будет во втором и каким окажется финал. Судя по тому, как искусно действует сейчас Леонид Кучма, можно предположить, что вся эта игра имеет целью его самосохранение на вершине политической власти в каком-то новом качестве. Что это будет – пост премьера, независимого от президента, или президентство в обновленной украинской федерации, пока неясно. Для кристаллизации ответа на этот вопрос требуется еще как минимум один кризис. Вот его-то и следует ожидать после голосования 26 декабря.