Президент Татарстана Минтимер Шаймиев считает, что возвращение в Совет Федерации руководителей исполнительных и законодательных органов регионов сделает верхнюю палату авторитетной в глазах общественности как внутри страны, так и за ее пределами.
“Совет Федерации должен играть в федеративном государстве, каковым является Российская Федерация, роль представительства регионов, и возвращение сюда руководителей исполнительного и законодательного органов субъектов сделало бы палату не номинальным, а реальным институтом федерализма,” – заявил М.Шаймиев в интервью “Интерфаксу”.
“Сегодня трудно найти такого человека в стране, который мог бы сказать, что нынешний состав верхней палаты достойно представляет РФ как государство с федеративным устройством. И поэтому должным авторитетом палата, к сожалению, не пользуется как внутри страны, так и за рубежом”, – считает татарстанский лидер. Однако, отметил он, региональные руководители должны иметь в верхней палате право решающего голоса. По мнению М.Шаймиева, ситуация, когда главы регионов и парламентов в случае своего возвращения в Совет Федерации не будут иметь такого голоса, станет очередной успокаивающей кого-то формальностью.
По его словам, заявление Президента РФ об “оправданности возвращения” в верхнюю палату глав регионов и законодательных собраний субъектов для обсуждения судьбоносных в масштабах государства вопросов пока прорабатывается. “Рано говорить, каким будет этот механизм и в какой форме это пожелание будет в конечном итоге реализовано”, – добавил М.Шаймиев.
Руководители субъектов в качестве сенаторов должны вернуться в верхнюю палату как представители региональных властей с полномочиями, предусмотренными Конституцией РФ, считает Президент РТ. Такой порядок работы, по его мнению, не отнимал бы у них много времени и не наносил бы ущерба их основной деятельности. В то же время квалифицированный аппарат СФ работал бы на постоянной основе. М.Шаймиев напомнил, что в соответствии с Конституцией РФ обязательными для Совета Федерации являются принятие федерального бюджета, законов, имеющих непосредственное отношение к сбору федеральных налогов и касающихся финансово-кредитного и валютного регулирования, денежной эмиссии, а также ратификации и денонсации международных договоров, вопросы войны и мира и защиты госграницы. “Кроме того, Совет Федерации в рамках своих полномочий принимает федеральные конституционные законы, что бывает не так уж часто, если не сказать, что очень редко. Все остальные законы, которые принимаются Госдумой, являются вовсе не обязательными для последующего рассмотрения верхней палатой, и сегодня фактически получается, что сенаторы в лице делегированных от регионов представителей как бы сами себе находят работу”, – сказал М.Шаймиев.
Анализируя деятельность нынешнего состава СФ, глава республики обратил внимание на то, что коэффициент полезного действия от одобрения или неодобрения тех или иных законопроектов сенаторами по большому счету незначителен, поскольку практически по всем законопроектам, отклоненным Советом Федерации, Госдума, имея квалифицированное большинство, преодолевает вето верхней палаты. “Все пожелания сенаторов в подобных ситуациях, как правило, остаются всего лишь благими намерениями”, – отметил М.Шаймиев. В заключение татарстанский лидер выразил мнение относительно того, что в условиях, когда в верхней палате будет обеспечено представительство руководителей регионов, можно было бы рассмотреть и роль Госсовета РФ, подумав, в какой форме должен функционировать данный совещательный орган.