Абхазия: на грани гражданской войны

Понять, что происходит в непризнанной Республике Абхазия, довольно сложно.

Понять, что происходит в непризнанной Республике Абхазия, довольно сложно. Первый опыт проведения свободных выборов ее президента оказался явно неудачным. Центризбирком признал победу одного кандидата, Верховный суд – другого. А пока еще действующий, но, по слухам, уже недееспособный президент назначил новые выборы на декабрь. Митинги, демонстрации, захваты правительственных зданий сторонниками кандидатов породили полный хаос. Дело дошло до того, что начальники подразделений МВД республики объявили в прямом телеэфире о том, что выходят из подчинения своему министру и правительству вообще. Дальше, как говорится, ехать некуда.


Напомним: ситуация в республике сильно накалилась в прошлую пятницу. Тогда в Сухуми прошли митинги сторонников кандидатов в президенты Сергея Багапша и Рауля Хаджимбы. Голосовавшие за Хаджимбу призывали провести повторные выборы президента, а сторонники Багапша требовали признать победу своего кандидата на выборах, состоявшихся 3 октября. Закончилось это дело вооруженным захватом здания парламента республики. Проголосовавшие за Багапша взломали двери, прорвались в помещение и вывесили из окон абхазские флаги. Охрана пыталась удержать захватчиков и даже открыла огонь в воздух, но затем отступила. Во время этих событий погибла Тамара Шакрыл, известный абхазский ученый. Президент Абхазии расценил захват здания как вооруженный государственный переворот. Заявление Владислава Ардзинбы, который тяжело болен и, по некоторым данным, уже не может самостоятельно передвигаться, было распространено в письменном виде в ночь на субботу.


Но еще раньше, в пятницу, с официальным заявлением выступил представитель МИД РФ Александр Яковенко. Он сказал, что Россия озабочена противозаконными действиями участников конфликта и что “если ситуация и дальше будет развиваться по противоправному пути, то российская сторона будет вынуждена предпринять необходимые меры по защите своих интересов”. Россия в лице Александра Яковенко официально признала то, что и так было всем известно – в битве за президентский пост непризнанной республики РФ выступает против Сергея Багапша. В пятницу МИД заявил, что именно этот человек и его сторонники будут нести ответственность за любое кровопролитие и беспорядки в Абхазии. Позже другой сотрудник МИДа – заместитель министра Валерий Лощинин заявил, что интересы РФ определяются близостью Абхазии к российским границам, а также проживанием на ее территории как минимум 50 тысяч российских граждан. Независимые наблюдатели вспомнили также о многочисленных абхазских объектах недвижимости, на неясных основаниях переданных в собственность или долгосрочную аренду российским предпринимателям.


В ответ на пассажи с российской стороны государственный министр Грузии Георгий Хаиндрава заявил, что “российские интересы должны кончаться у границы реки Псоу, а оттуда начинаются грузинские интересы, и это предусматривают цивилизованные взаимоотношения и международные нормы”. А грузинский МИД призвал Москву “воздержаться от вмешательства в процессы автономной республики суверенного соседнего государства” и попросил страны так называемой группы друзей генсека ООН, в которую входят Франция, США, Великобритания, Германия и сама Россия, “однозначно поддержать суверенитет Грузии”. При этом Хаиндрава прямо заявил о том, что Грузия будет активно защищать свои интересы в Абхазии, если обстановка там окончательно выйдет из-под контроля.


Складывается парадоксальная ситуация. Один из кандидатов на президентский пост – Рауль Хаджимба – бывший советский чекист, которые, как известно, “бывшими” не бывают, безусловно, мил Кремлю. Другой опирается на поддержку движения ветеранов грузино-абхазской войны. Более того, абхазский парламент, поддерживающий Сергея Багапша, обратился к Госдуме с просьбой об установлении режима “ассоциированности” Абхазии с Россией. Как будто – оба наши. Однако негибкость российской политики в вопросе о выборе президента Абхазии может обернуться… победой Грузии. Если противоправное противостояние кандидатов обернется гражданской войной, то у Грузии будут все основания обратиться в ООН с вопросом о замене российских миротворцев на этой территории международными миротворческими силами. И если такое решение будет принято, у Грузии появятся реальные шансы вернуть мятежную территорию под свою юрисдикцию.


Отсюда вывод: Россия крайне незаинтересована в эскалации конфликта. Грузии же конфликт, по сути дела, выгоден, так как мирным путем вернуть себе Абхазию она просто не может. Сами абхазцы говорят, что никогда не поднимут оружие против соплеменников. Но кто знает? На постсоветском пространстве уже было столько всякого…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще