В наследство от КПСС компартии Российской Федерации и, в частности, ее татарстанскому республиканскому отделению досталось большое количество праздничного инвентаря, числом, пожалуй, уже превышающее количество активных партийцев, участвующих в митингах и демонстрациях по случаю годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Утром 7 ноября, пока функционеры ТРО КПРФ распределяли знамена и транспаранты между собиравшимися в Казани на площади перед театром им. Г.Камала демонстрантами, мы задали несколько вопросов секретарю рескома по организационно-партийной работе Илье Шакулову.
– Судя по готовящимся в Госдуме РФ поправкам к закону о выходных и праздничных днях, нынешнее 7 ноября – последний случай для того, чтобы отпраздновать годовщину революции в “красный день календаря”.
Далее он станет простым рабочим днем, и вряд ли уже вам позволят митинговать и останавливать движение на улицах своими демонстрациями…
– Главное в том, что праздник все равно остается праздником, даже если олигархи и религиозные конфессии решат заменить его “праздником Китай-города” – 4 ноября.
– Поясните последнее определение.
– Китай-город – это небольшой квартал в центре Москвы, который в 1612 году Минин с Пожарским и освободили от поляков и прочего сброда, поддерживавшего Лжедмитрия. Из этого события теперь решили сделать главный праздник России. Для коммунистов и патриотов от этого ничего не меняется. Митинги и демонстрации 7 ноября все равно будут, они уже запланированы. Если возникнут препятствия для их проведения днем, то будем их организовывать в вечернее время. Никто не может отменить праздник, хранящийся в душе народа. Почему-то во Франции День взятия Бастилии празднуется как национальный праздник, а в России сейчас делается попытка поставить все с ног на голову. Но мы этого власти не позволим.
– “Перекраска” 7 ноября выглядит как некое наступление на коммунистическую идеологию. Состояние раскола – не лучшее в таких условиях. Преодолены ли внутрипартийные трудности, которые нынешним летом вылились в создание альтернативной КПРФ организации под руководством Владимира Тихонова?
– Пока еще не все утряслось, но второй, “тихоновской” партии практически уже нет. КПРФ сохранила свое единство. Если Тихонов и зарегистрирует свою партию, на деятельности КПРФ это не скажется.
– Да, но конкретно в татарстанской республиканской организации она привела к смене руководства. Как это отразилось на партийной работе в целом?
– Смена руководства никогда не бывает безболезненной, но устав есть устав. Действия строго по уставу позволили сохранить единство и работоспособность организации. Нет теперь и былой напряженности в отношениях КПРФ с другими организациями коммунистической направленности. Когда стране угрожает большая беда, внутрисемейные разногласия уходят на второй план.
* * *
Тем временем организаторы митинга справились наконец с техническими проблемами звукоусилительной аппаратуры, и митинг начался. Новый первый секретарь рескома Хафиз Миргалимов огласил приветствия председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова и единомышленников из Чувашии, встреченные присутствующими троекратным “Ура!”.
* * *
Вторая часть митинга прошла на площади Свободы после шествия демонстрантов по улице Пушкина. Здесь едва ли не каждый выступавший заклинал слушателей агитировать за участие в предстоящих акциях протеста всех своих родных и знакомых. И то сказать. Народу на коммунистических митингах и демонстрациях в последнее время становится все меньше и меньше. На этот раз собралось не более пятисот человек, в основном весьма преклонного возраста. С учетом этого обстоятельства гуманнее было бы проводить мероприятие в обратном порядке, то есть двигаться в пешем строю от площади Свободы к театру Г.Камала. Довольно много демонстрантов передвигалось с помощью палочки, а один так и вовсе в инвалидной коляске. Под горку им было бы легче… Впрочем, если нынешние митинги с демонстрацией окажутся последними, то и рекомендация эта не имеет смысла.
Так бы оно и было все, как всегда, если бы сменивший А.Салия на посту руководителя ТРО КПРФ Х.Миргалимов не заговорил вдруг на трибуне у подножия памятника В.И.Ленину о “позитивных результатах реформ, которые можно видеть в Казани и в Татарстане”. Не признавать их, по мнению лидера татарстанских коммунистов, значит “отрываться от реальности”. Публика этого пассажа, видимо, не ждала и некоторое время осмысливала неожиданный поворот оратора от критики к конформизму. Когда же до нее наконец дошло, что власть не ругают, по толпе прошел ропот. Оратор быстро уловил настроение публики и мгновенно перешел на пламенное обличение власти. Московской. И тем самым вернул себе доверие слушателей.
Новые нотки в коммунистической риторике, похоже, говорят о том, что ТРО КПРФ теперь собирается не биться до последнего солдата, а каким-то образом сотрудничать с существующей властью.