Фарид Мухаметшин: Голос Татарстана должен быть услышан

Как уже сообщалось, 25 октября на сессии Государственного Совета Татарстана был рассмотрен проект федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.

Как уже сообщалось, 25 октября на сессии Государственного Совета Татарстана был рассмотрен проект федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.


Напомним, что Госсовет Татарстана проголосовал за положительный отзыв на законопроект. Хотя обсуждение его в стенах парламента вызвало много споров. Президент Минтимер Шаймиев и Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин призвали депутатов поддержать концептуально путинскую инициативу. Депутаты сформулировали свои предложения ко второму чтению в проект федерального закона об изменении порядка формирования региональных властей. В чем они заключаются и какие доводы представил депутатам Фарид Мухаметшин – в публикующемся сегодня выступлении Председателя Госсовета на сессии.


Коллеги! Учитывая аргументированное и обоснованное выступление Президента, я сокращу свое выступление. Хочу подробнее остановиться на предложениях, которые мы намерены направить в Государственную Думу Российской Федерации.


Вопрос тяжелый – и для Государственного Совета в целом, и для каждого человека, депутата. У кого-то – смятение, у кого-то – сомнения. Размышлений много – особенно у представителей парламента и жителей Татарстана, который прошел за эти годы такой исторический путь развития.


С другой стороны, я так же задаю себе вопрос: неужели Президенту Владимиру Путину, которого на выборах поддержал народ, не хватает власти? Для чего же все-таки он выходит с такими предложениями?


Думаю, что выступление Президента Татарстана в этом плане дает ответ на многие сомнения. Уже было сказано, что ситуация в стране близка к положению в девяностых годах. Может быть, даже в какой-то мере и сложнее. Ибо вся страна вошла в процесс реформ по многим направлениям. Многие субъекты России сделали серьезный шаг вперед. В то же время некоторые не могут сдвинуться с места, некоторые топчутся, даже есть откаты назад. Разноголосица среди субъектов Российской Федерации, безусловно, серьезно озадачивает Президента. Возникает вопрос: какие меры принять, какие сделать шаги, которые позволили бы улучшить благосостояние людей, поднять авторитет внутренней политики нашей страны в условиях реформ?


Безусловно, отход от теоретического федерализма, демократии, завоеваний, которых мы достигли, есть. Но если продумать предложения, которые были высказаны депутатами и Президентом республики в части избрания главы субъекта, а не наделения полномочиями, этот процесс, возможно, создаст вертикаль власти, которая не позволяла бы прийти случайным людям к руководству в исполнительной власти субъектов Федерации. Ни один Президент не заинтересован в том, чтобы к власти пришел слабый, негативный человек, который не сможет поднять ни экономику, ни политику своего региона.


В связи с этим хочу сказать, что недавно в Нижнем Новгороде собирались руководители законодательных органов пятнадцати регионов Приволжского федерального округа. Очень принципиально и долго обсуждали эти инициативы Президента России. Возникает много вопросов и в юридическом плане, и в политическом. Но если федеральным законодателем будут услышаны и приняты, возможно, даже в процедуре первого чтения, во время концептуального обсуждения, многие пожелания и предложения субъектов России, тогда мы получим тот закон, который будет укладываться в нормы федеральной Конституции.


Действительно, может быть, Президент Путин и берет пример в этой части с Президента Татарстана, с парламента нашей республики: пример нашей республики в сохранении управляемости, назначении глав администраций по предложению главы субъекта может оказаться решающим в этот непростой период. Хотелось бы верить, что новые инициативы предлагаются именно с такими добрыми помыслами.


Но возникает вопрос: как в новых условиях быть с представительством и порядком формирования Совета Федерации, Палаты регионов Российской Федерации? Главы многих региональных парламентов, и мы в том числе, подняли этот вопрос на совещании с участием Сергея Кириенко и представителями Администрации Президента России в Нижнем Новгороде. Высказана мысль, что эти два вопроса, которые очень волнуют представителей регионов, нужно рассматривать одновременно, чтобы развивать деятельность Палаты регионов с полномочными представителями от субъектов Российской Федерации.


Очень остро стоял вопрос о реализации этой инициативы в организации деятельности глав администраций. Может быть, и правильно, если главы администраций крупных городов и столиц, как у нас принято, будут избираться всенародно. Но тогда управляемость внутри самих субъектов будет очень снижена. Если уж в этом видим главную причину последних негативных явлений на территории многонациональной, многоконфессиональной России, то я считаю, что на этот период и данный вопрос надо довести до конца, отнести инициативу по укреплению вертикали власти и в эту область.


Надо учитывать, что главам администраций, которые будут избираться по предложению Президента РФ, будут определены дополнительные полномочия – в части координации федеральных структур на своих территориях. Их становится все больше. Думаю, двоевластие на территории субъекта, какое-то неестественное противостояние людей, составляющих структуру власти, делающих одно государственное дело, нелогично. Предложенный Президентом России, поддержанный, избранный парламентом главой субъекта, этот руководитель должен иметь достаточные полномочия и в плане координации деятельности федеральных структур на территории субъекта.


Сегодня прозвучало много предложений. В эти дни депутаты Государственного Совета, председатели комитетов, члены Президиума, руководители фракций провели очень много встреч с избирателями в районах, в городах, в трудовых коллективах. Мнений много – не только касающихся положения в Татарстане. Люди опасаются за положение дел в самой Российской Федерации, где, к сожалению, ни один месяц не проходит без терактов, гибнут люди. И эти теракты перестали быть “чеченским синдромом”, они имеют уже международный характер. Озабоченность попытками международных террористических организаций расколоть Россию, разобщить нашу страну, имеет под собой реальную почву.


Исходя из этого фракция партии “Единая Россия” сегодня, при одном воздержавшемся, поддержала законопроект Президента России. Полагаю, что в данной ситуации поступить так, как предлагают многие депутаты и Президент нашей республики, будет разумным шагом в сохранении преемственности нашей политики, преемственности власти в Республике Татарстан. Думаю, что в этом плане мы сможем работать дальше, сохраняя интересы и нашей республики.


Мы сегодня рассматриваем не сам закон, а только инициативу. Нет людей, которые против своей республики. Но в то же время, я думаю, нет людей, не озабоченных ситуацией в самой Российской Федерации. Поэтому надо проголосовать за предложение о поддержке законопроекта концептуально, и вторым пунктом в постановлении поручить Президиуму Государственного Совета обобщить те предложения, которые прозвучали на сессии, направить их в Государственную Думу, чтобы их учитывали уже при рассмотрении законопроекта в первом чтении.


Затем, после принятия законопроекта в первом чтении, мы обязаны будем сделать поправки. И мы обязательно внесем поправки в проект закона, создав совместную рабочую группу федерального округа, и будем эти поправки принципиально защищать, чтобы голос Татарстана был услышан.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще