Проект бюджета на 2005 год, который позавчера рассматривался на сессии Государственного Совета РТ, – это, как образно выразился депутат Марат Галеев, прощание с остававшимися в нашей жизни элементами социализма.
Правительство республики в меру своих сил в течение двенадцати лет старалось облегчить жизнь населению: принимало и реализовывало программы по “мягкому вхождению в рынок”, газификации, ликвидации ветхого жилья. В главном финансовом законе Татарстана на 2005 год таких бесплатных подарков уже не предусматривается. По настоянию федерального центра вводится монетизация льгот, на смену бесплатному жилью приходит ипотека, за коммунальные услуги мы будем платить по полным тарифам. Словом, подытожил Марат Галеев, в новом году нас ожидает очередной (хотелось бы верить, что последний) переход к рынку.
Правда, Татарстан и в этой ситуации кое-какие “социалистические” статьи расходов сохранит. Будут осуществляться оплата школьного питания, доплаты молодым учителям и педагогам за классное руководство, выделяются средства на развитие физкультуры, социальные республиканские программы. Но эти расходы – скорее отголоски прошлого. Минует год-другой, и в бюджете 2006 года мы вряд ли обнаружим подобные статьи. Правительство и не скрывает своего стремления “внедрить” платные услуги даже в бюджетных отраслях. Словом, нам придется платить там, где раньше услуга ничего не стоила. Следовательно, встает вопрос о наших доходах. Но готов ли наш кошелек к предстоящим переменам?
На сессии Госсовета депутаты много говорили о зарплате. Вице-премьер – министр экономики и промышленности Алексей Пахомов сообщил, что по прогнозу средняя зарплата в республике должна составить 6571 рубль. Это меньше, чем в среднем по России. Как нам догнать общефедеральный показатель? – поинтересовался у Правительства депутат Василий Логинов. Кабинет Министров предлагает работодателям направить большую часть средств, высвободившихся за счет снижения ставки единого социального налога, на повышение размера фонда оплаты труда. Президент РТ Минтимер Шаймиев высказался более определенно. В республике заключается трехстороннее соглашение между Правительством, профсоюзами и работодателями. Почему бы не “спустить” этот документ на уровень коллективных договоров и не прописать там (по согласованию) средние показатели заработной платы? Другой путь повышения официальной заработной платы – ликвидация “серого” рынка труда. Наши “белые” доходы далеки от реальных.
Размер нашей зарплаты важен и по другой причине. Дело в том, что налог с физических лиц, то есть с работающих людей, – основной источник доходов бюджета. Правительство в этой ситуации крайне заинтересовано в том, чтобы наши доходы росли. Чем выше у нас зарплата, тем больше средств бюджет сможет выделить на образование, здравоохранение, культуру и спорт. Но кто-нибудь задумался над тем, поинтересовались депутаты, чтобы защитить человека, который трудится, кто-нибудь поинтересовался у него: а чего тебе не хватает, чтобы работать еще лучше? Чем тебе, кормильцу семьи и республики, может помочь Правительство? Вопросы, конечно, риторические, но ведь не секрет, что порой мелкие чиновники, неразумные инструкции, чья-то боязнь потерять власть не помогают, а, наоборот, мешают людям зарабатывать. Страдаем в итоге мы все – и обеспеченные граждане, и малозащищенные слои населения.
Если о доходах населения говорили много, то о доходах самого бюджета – чуть-чуть. Марат Галеев посетовал на то, что федеральный центр перетягивает одеяло в свою сторону. Наши доходы в 2005 году сократятся почти на пять с половиной миллиардов рублей. Если в 2000 году доходная часть бюджета составляла 50 миллиардов рублей, то в 2005 году – около 46 миллиардов. И это при том, что объем валового регионального продукта и объемы промышленного производства из года в год растут. Депутаты поинтересовались у членов Правительства: почему другие страны, располагающие запасами нефти, живут хорошо, а мы считаем каждую копейку? На этот вопрос генеральный директор ОАО “Татнефть” Шафагат Тахаутдинов дал справку: в 2004 году доля налога на добычу полезных ископаемых, остающаяся в республике, равнялась 14 процентам. В 2005 году она снизится до пяти. “Татнефть” в нынешнем году во все уровни бюджетов заплатила 62 млрд. рублей (по объему это почти в полтора раза больше нашего бюджета), в республике же осталось всего 14 млрд. рублей. Дальше комментировать ситуацию никто не стал.
Второе предложение по расширению доходной части бюджета поступило от фракции коммунистов. Многие страны, не имеющие природных ресурсов, живут за счет развития туризма. Татарстан – с его историей, культурой, природными ландшафтами – очень мало зарабатывает на том, что лежит под ногами. Понятно, что Испания и Турция привлекают огромные деньги, на полную мощность используя удобное географическое положение, солнечное тепло и море. Но немалые доходы от туризма, напомнил Александр Салий, имеет и северная Норвегия. Может быть, стоит поучиться, как зарабатывать деньги в северных широтах. Снег, как и песок, тоже имеет свои достоинства.
Основные дискуссии развернулись вокруг расходной части бюджета. В выступлениях депутатов звучала озабоченность проблемами здравоохранения, образования, культуры и спорта. Давайте хотя бы приведем в порядок фасады больниц, предложил депутат Тауфик Сафин, деньги на обновление материальной базы здраво-
охранения практически не выделяются. Это не совсем так, вступил в разговор Президент. В нынешнем году были выделены деньги на ремонт хирургических отделений, на оснащение Межрегионального диагностического центра. Сейчас строится крупная клиническая больница – мы привлекаем средства инвесторов. Площадь клиники – шестнадцать тысяч квадратных метров. Корпус уже построен, там идет внутренняя отделка. Сейчас будем вкладывать средства в оснащение. Если есть предложения от других инвесторов, то и они могут быть рассмотрены.
Нельзя экономить на поддержке национальной культуры, образования, горячо убеждал коллег депутат Туфан Миннуллин. Иначе мы получим не народ, а толпу наркоманов, хулиганов и ограниченных подростков. Этому способствует и телевидение, которое насаждает отнюдь не лучший образ жизни. Мы сможем этому противостоять, если будем развивать культуру, театр, литературу. Но эти отрасли почему-то стоят последними в списке на получение финансовых средств. Депутаты поднимали и вопросы развития массового спорта. Мы тратим немалые деньги на покупку иностранных игроков для ведущих команд республики. Почему бы эти средства не направить на взращивание собственных игроков? Понятно, что эти вложения не принесут незамедлительных результатов, но нельзя же постоянно вкладывать деньги в финансирование иностранных клубов, которые умеют растить игроков высокого класса. Из бюджета на покупку игроков деньги не тратятся, поспешил заверить депутатов министр финансов Радик Гайзатуллин. Значит, мы находим другие источники для решения этих проблем, и источники эти – на территории республики, не в Гвинее-Бисау, парировали депутаты.
Вопреки прогнозам депутаты очень долго обсуждали проект бюджета в первом чтении. Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин постоянно напоминал выступавшим о регламенте, в повестке дня сессии – более 80 вопросов. Выступить в прениях удалось не всем – лишь семь депутатов из семнадцати записавшихся получили слово. Хотя поначалу было стремление выслушать всех. Вообще-то депутаты очень часто не могут выслушать друг друга: то посевная на носу, то отопительный сезон, то уборочная, то вопросов слишком много – в один день не уложиться. Может быть, такие важные вопросы, как бюджет, рассматривать отдельно, без многочисленного “прицепа” из других законопроектов? Как-никак бюджет – это закон о том, как мы будем жить целый год, что мы получим, а на что больше рассчитывать не сможем. Стоит ли так торопиться, когда речь идет о нашем бытии? А вдруг те, кто не сумел прорваться к трибуне, действительно хотели предложить что-то очень разумное и толковое?