В США аукнется… Где откликнется?

Вот она, нынешняя повседневность постсаддамовского Ирака.

Автор статьи: Игорь КОТОВ

Вот она, нынешняя повседневность постсаддамовского Ирака… Более 60 миллионов американских телезрителей наблюдали за дебатами в прямом эфире действующего президента США – республиканца Джорджа Буша и кандидата на этот пост от Демократической партии Джона Керри. Мировая аудитория этих теледебатов наверняка превысила американскую в десятки раз. И не только потому, что весь мир все-таки больше США. Главное в том, что на внутренней ситуации в этой стране смена президента обычно отражается мало. Экономика в любом случае идет своим путем. Иное дело ситуация в мире. Здесь от поведения США зависит очень многое, иногда кажется, что едва ли не все. И множество стран оказывается так или иначе вовлеченным в действия США на международной арене. Причем порою с немалыми последствиями для себя. Поэтому вопрос о том, кто победит на американских выборах, оказывается для остального мира чуть ли не важнее, чем для самого населения США.


Вот она, ныешняя повседневность постсадамовского Ирака...Для России особенно важными оказались два пункта дебатов: собственно о самой России и по ситуации в Ираке.


В Кремле, вероятно, с напряженным вниманием вслушивались в оценки оппонентов проводимых ныне в России очередных политических реформ. И, к радости московских слушателей, действующий американский президент от такой оценки, в сущности, уклонился, сказав только, что в условиях жесткой антитеррористической борьбы В.Путину порой приходится принимать трудные политические решения. Зато сложившиеся между Дж.Бушем и В.Путиным хорошие личные отношения позволяют конструктивно решать многие важные проблемы, в особенности те, которые связаны с совместной борьбой против международного терроризма.


В этом уклончивом ответе Дж.Буша на прямой вопрос известного обозревателя телекомпании Пи-би-эс Джима Лехрера, проводившего теледебаты, отразился здоровый прагматизм действующих политиков США, в отличие, скажем, от политиков отставных. Бушу в случае избрания с Путиным еще работать и работать. Так что портить отношения из-за демократических абстракций нет никакого смысла.


По той же причине и для Керри рискованно заранее выглядеть решительным критиком Путина. Однако ему по определению положено критиковать Дж.Буша. Что он и сделал, правда, опять-таки в довольно мягкой форме, сказав только, что США должны отстаивать демократию по всему миру, а последние шаги Кремля являются отходом от демократических принципов.


Вот она, ныешняя повседневность постсадамовского Ирака...В общем, настоящей дискуссии по поводу нынешних политических трансформаций в России не получилось. Ну и слава Богу. Это означает, что, кто бы ни победил на ноябрьских выборах в США, сотрудничество с Россией на мировой арене для него будет важнее внутрироссийских политических процессов.


По Ираку диспут оказался гораздо более напряженным и имеющим существенно более серьезные политические последствия для всего мира. Керри сразу же перешел в наступление, заявив, что ввод войск в Ирак был большой ошибкой. Его результатами стали кризис в ООН, раскол в стане союзников по антитеррористической борьбе, отвлечение сил от Афганистана, продолжающего оставаться рассадником терроризма, и большие людские потери при отсутствии хоть сколько-нибудь ясной перспективы положительного исхода всей кампании. Буш вяло отбивался, и крыть, по сути дела, ему было нечем. Единственное, что он смог противопоставить оппоненту, так это то, что с устранением Саддама Хусейна мир в целом стал безопаснее, а сам Керри, будучи сенатором, голосовал за иракскую войну.


Тезис Буша о большей безопасности Керри разбил без труда, указав на очевидные вещи. Никакого оружия массового уничтожения в Ираке не обнаружено, следовательно, реально мировой стабильности Саддам просто не мог угрожать. Не обнаружено и его связей с международным терроризмом. Зато теперь Ирак оказался ареной действий террористов всех мастей. И действительно стал угрозой.


Вскоре стали известны результаты поединка: по мнению большинства американцев, теледебаты выиграл Керри. В частности, в ходе опроса, проведенного телекомпанией АВС, в пользу Керри высказались 45% опрошенных избирателей, Буша поддержали 36% респондентов, еще 17% участников опроса заявили, что дебаты закончились вничью.


Результаты эти, скорее всего, говорят о том, что Керри был более убедительным именно в вопросе по Ираку. Он вообще активно эксплуатирует иракскую тему в своей избирательной кампании и даже запустил на телевидении антивоенные ролики с участием родителей погибших в Ираке американских солдат. Между тем есть смысл задуматься о том, что же сам Керри будет делать в Ираке, если победит на президентских выборах. У политических процессов, в особенности тех, которые связаны с войной, есть своя необратимая логика. Нельзя после полутора лет войны просто так взять и вернуться в исходную точку. Образно говоря, нельзя провернуть фарш назад и получить исходный кусок мяса.


Применительно к Ираку это означает, что теперь уже американцы не могут просто уйти из этой страны, бросив ее на произвол судьбы. Центральное разведывательное управление США подготовило доклад, согласно которому Ирак стоит на пороге полномасштабной гражданской войны. Да это и без ЦРУ было видно. Военно-политическая диктатура суннитского меньшинства во главе с С.Хусейном жестокими методами удерживала в повиновении стремившееся к власти шиитское большинство населения страны и населяющих север Ирака курдов, давно мечтающих о независимости. Теперь такой сдерживающей силы нет. Не появится она и после намеченных на январь следующего года всеобщих выборов. Победят на них, скорее всего, сторонники умеренного шиитского лидера Сеида аль Систани. Вряд ли это заставит сложить оружие сторонников молодого радикала Муктады ас Садра. И уж само собой, против нового правительства будут воевать сунниты.


Механический вывод иностранных войск спровоцирует не только гражданскую войну, но и интервенцию Турции в иракский Курдистан. Появление независимого пограничного курдского государства неизбежно усилит сепаратистскую войну курдов в самой Турции. Та допустить этого не может. Но и чем обернется ее вторжение на территорию иракского Курдистана, сейчас никто не возьмется предсказать. Шиитов же в их борьбе за создание теократического государства наверняка поддержат братья по вере из Ирана.


Словом, гражданская война легко перерастает в войну региональную со многими участниками и дестабилизирует весь ближневосточный регион со всеми его нефтяными запасами. Международному терроризму это только на руку. А для цивилизованного мира угрозы многократно возрастают.


Получается, что хотя оценка Керри иракской войны как большой ошибки и совпадает полностью с российской оценкой, данной Президентом В.Путиным сразу же после начала военных действий, это еще ни о чем не говорит. Задним умом все крепки. И критиковать Буша за неверный расчет последствий вторжения в Ирак легко. А вот что делать сейчас? Ясного ответа на этот вопрос у Керри нет. Боюсь, что его нет вообще ни у кого.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще