Как мы уже сообщали, Министерство юстиции РФ поставило точку в споре за коммунистический бренд между двумя КПРФ. Из двух съездов компартии министерство признало законным тот, который провели сторонники Геннадия Зюганова. Альтернативный съезд, который избрал главой КПРФ ивановского губернатора Владимира Тихонова, Минюст назвал нелегитимным. Одержав победу, Геннадий Зюганов грозит своим противникам, которые уже сняты с руководящих партийных постов, исключением из КПРФ и возбуждением уголовных дел за фальсификацию протоколов съезда.
Напомним: 3 июля компартия провела сразу два съезда, каждый из которых организаторы называли десятым отчетно-выборным съездом КПРФ. Сторонники Г.Зюганова заседали в гостинице “Измайлово” и переизбрали его на пост председателя ЦК компартии. Альтернативный съезд, который проходил на теплоходе, курсировавшем по Москве-реке, избрал главой партии губернатора Ивановской области Владимира Тихонова. И зюгановцы, и тихоновцы продемонстрировали упорство в борьбе за уходящий бренд “коммунистическая партия”. Однако если оппозиционеры всего лишь попытались зарегистрироваться в налоговой инспекции и получить новую печать с серпом и молотом, то Зюганов получил действительно весомый козырь. Он заручился если не поддержкой, то нейтралитетом Кремля. 5 июля он встретился с Владимиром Путиным. Президент заверил лидера коммунистов, что его администрация не имеет отношения к альтернативному съезду. В тот же день глава государства встретился с министром юстиции Юрием Чайкой. Через три недели Минюст поставил точку в противоборстве партийных группировок, признав правоту Зюганова.
Представители Минюста были единственными гостями на теплоходе, где проходил “тихоновский” съезд. Они-то и сослужили плохую службу раскольникам, скрупулезно подсчитав число его участников. На съезде тихоновской части КПРФ, по данным, которые привели сами тихоновцы, присутствовало 146 легитимных делегатов. А на съезде сторонников Зюганова зарегистрировались 248 делегатов из 317, избранных региональными отделениями партии. По словам заместителя министра юстиции РФ Евгения Сидоренко, реальное число участников двух съездов превышало количество делегированных почти на 100 человек. “Это сразу навело нас на мысль, что налицо неточность, фальсификация”, – сказал Е.Сидоренко. – В ходе проведенной проверки были выявлены факты фальсификации численности делегатов на съезде сторонников Тихонова”. Получив объяснения от 281 делегата, которые подтвердили свои полномочия на съезде сторонников Г.Зюганова, Минюст пришел к выводу, что кворума на съезде сторонников В.Тихонова не было.
Разночтение в цифрах частично может объясняться тем, что некоторые особо шустрые делегаты успели зарегистрироваться на обоих съездах. На всякий случай. Однако первый секретарь Татарского рескома КПРФ Александр Салий, участвовавший в “тихоновском” съезде в качестве члена счетной комиссии, выдвигает иную версию. По его данным, выборы делегатов на съезд в 13 регионах прошли с нарушением норм представительства. Избранные от них “лишние” делегаты и дали численное преимущество “зюгановскому” съезду. На этом основании А.Салий делает вывод, прямо противоположный минюстовскому. То есть он считает “тихоновский” съезд единственно законным.
Получив долгожданный ответ от Минюста, Г.Зюганов тут же решил приступить к выполнению своего обещания очистить партию от “раскольников”, поддержавших идею о его смещении с поста лидера партии. “Первичным организациям поручено рассмотреть вопрос об их партийной ответственности. Решение будет однозначным. 20 человек мы уже исключили, с остальными разберемся”, – пригрозил он. Похоже, ради проведения “чистки” Г.Зюганов готов пойти на ослабление фракции КПРФ в Госдуме, откуда может быть изгнан ряд депутатов-“отщепенцев”, в числе которых Альберт Макашов, Елена Драпеко, Александр Куваев и Леонид Иванченко. В завершение образцово-показательного разгрома внутрипартийной оппозиции Г.Зюганов собирается отдать под суд тех, кто “сфальсифицировал документы альтернативного съезда”. По его словам, руководство КПРФ передало соответствующие материалы в прокуратуру. “Они (раскольники) ответят за свои действия в уголовном порядке”, – пообещал лидер коммунистов.
А.Салий отнесся спокойно к угрозам партийных репрессий. “Мы вступали не в партию Зюганова, а в коммунистическую партию, – заявил он корреспонденту “РТ”. – Императивного мандата у Зюганова нет, поэтому отозвать “раскольников” из Госдумы он не сможет, а судьба всей партии будет решаться теперь в регионах”.
В воскресенье в доме-музее В.И.Ленина в Казани пройдет внеочередной пленум Татарского рескома КПРФ, который как раз и должен принять судьбоносное решение. Секретарь рескома Роберт Садыков уже заявлял (“РТ”, 8 июля 2004 года), что руководство ТРО готово уйти в отставку в случае, если рядовые члены партии не поддержат его позицию. Пленум пройдет в закрытом режиме, но его результаты обещано обнародовать.
Как бы ни повернулись события в дальнейшем, уже сейчас ясно, что КПРФ, возглавляемая Г.Зюгановым, в качестве оппозиции Кремль вполне устраивает. За правильное “исполнение роли” ему, на наш взгляд, и сохранили бренд, правда, изрядно потускневший. Вместе с тем вряд ли “вычищенные” из партии видные коммунисты прекратят свою политическую деятельность. Стало быть, следует ожидать создания еще одной, трудно уже сказать, какой по счету, коммунистической партии.
Татьяна Астраханкина, относящаяся к числу наиболее активных противников Г.Зюганова, дала понять во вторник, что ее единомышленники не собираются складывать оружие и готовы создать на базе своей уже существующей организации новую компартию (которая, правда, уже не сможет претендовать на название “КПРФ”). Однако какой-либо заметный успех этого начинания выглядит сомнительным. Дело в том, что за месяц, в течение которого существовали две параллельные КПРФ, “альтернативщики” В.Тихонова не смогли предложить никакой внятной программы. Такая программа должна была бы привлечь на их сторону не только отдельных партийных функционеров, которым по тем или иным причинам надоел Г.Зюганов, но и рядовых членов партии. Курс на разумный компромисс с властью при одновременном сохранении марксистско-ленинского духа партии, провозглашенный на последней пресс-конференции В.Тихонова, в сущности, повторяет стратегию Г.Зюганова и ничего нового в дело классовой борьбы не вносит. Радикальным коммунистам, давно обвиняющим Г.Зюганова в соглашательстве, видимо, придется искать другого лидера.
Процесс дробления коммунистов, таким образом, еще далек от завершения. А его закономерным итогом станет маргинализация всех осколков компартии и их вытеснение из легальной политики.