Председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров – один из новых депутатов нынешнего состава Госсовета РТ. Известен он как принципиальный приверженец самосохранения татарской нации, ее самобытности, традиций. О проблемах национального возрождения, и не только татарского народа, о том, что волнует сегодня депутатов Госсовета, которые занимаются этими вопросами, активистов ВКТ, – наш с ним разговор.
– Ринат Зиннурович, наверное, особо эту самобытность отстаивать на законодательном уровне теперь из Центра уже не дадут. Пример тому – отношение к переводу татарского алфавита на латиницу. Какие в этой ситуации задачи становятся главными для Комитета Государственного Совета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам, в который вы входите?
– Позвольте с вами не согласиться. Законодательная работа по сохранению самобытности российских народов идет как на федеральном, так и на региональном уровнях. Как известно, во исполнение федерального закона о национально-культурной автономии во всех российских регионах развернулась большая работа. Недавно Госдума приняла к нему поправки и дополнения, предусматривающие финансирование конкретных программ национально-культурных автономий. Особенно активны в этом отношении наши татарские общины в различных российских регионах. Мы в исполкоме ВКТ поддерживаем их в этой деятельности.
Хочу обратить ваше внимание еще на один принципиальный законодательный акт: в новую редакцию Конституции РТ введена статья 14, предусматривающая ответственность Татарстана за сохранение и развитие языка, культуры, духовной сферы всех татар, в том числе и проживающих за пределами республики. Наш комитет в своей работе опирается именно на эту статью Конституции.
Что касается науки, ее развития в Татарстане, то должен сказать, что республика имеет громадный потенциал в этой области. Одних докторов наук у нас больше тысячи. В двадцать первом веке без должного научного обеспечения не приходится рассчитывать на успешный социально-экономический рост республики и достойный уровень жизни ее населения. К сожалению, в связи с продолжающимися реформами финансирование науки в стране заметно сократилось, это общефедеральная проблема. И все-таки науку всеми силами поддерживать надо. Иначе неизбежен интеллектуальный отток из страны, из Татарстана.
– Интересно, что вас, человека с техническим образованием, подвигло на работу в сфере культуры?
– Да, я, можно сказать, двадцать четыре часа в сутки нахожусь в атмосфере, насыщенной проблемами культуры. Судите сами: жена – народная артистка Татарстана, дочь – профессиональный балетмейстер, брат – директор Камаловского театра. Ну а если серьезно, то в области татарской культуры, ее развития – еще масса нерешенных проблем. А ведь мы – народ с тысячелетней богатейшей историей. И должны проникнуться ответственностью за духовное наследие предков. Да, культура также переживает сегодня непростые времена. И здесь, как всегда, все упирается в финансирование. Известно, что в советскую эпоху оно осуществлялось по так называемому остаточному принципу. Сегодня хотелось бы переломить эту, скажем так, не очень добрую традицию.
Если говорить о татарской культуре, то заметим, что только четвертая часть всех татар живет в своей республике – в Татарстане. И у наших соплеменников за его пределами немало проблем, связанных с сохранением культуры, родного языка. Это отсутствие национальных детских учреждений, школ, сужение культурно-языковой среды, значительные масштабы ассимиляции, если хотите – кризис приобщения к родному языку, традициям и обычаям народа. Население урбанизировалось, большинство его живет в городах. Очагом воспроизводства культуры остается лишь село. Как сегодня в городских условиях создавать культурно-языковую среду – вот вопрос. Например, у китайцев, скажем, не очень малочисленного народа на нашей планете, принято: во всех странах в крупных городах создаются китайские кварталы. Тем самым обеспечивается сохранение языка, культуры, традиций и вдали от своей родины. Надо и нам искать, как сохранить национальную среду в городских условиях. В данном случае не хочу идеализировать китайскую модель национальной жизни вне страны и не считаю ее единственно возможной. Но проблема сохранения языковых и культурных традиций в городских условиях остается очень острой.
И федеральные власти должны понять, что сохранение и развитие культур российских народов – задача не только национальных республик. Хотя, конечно, сегодня никто не запрещает учить родной язык. Идеи демократии уже достаточно глубоко проникли в общественное сознание. И все же есть ощущение, что в Москве пока не в полной мере понимают проблемы национальных республик. А ведь, я думаю, свободное развитие всех наций является важнейшим условием становления гражданского общества в стране.
Такое развитие невозможно без открытия, например, национальных школ. Зачастую считается, что сохранение родного языка – дело семейное, дескать, если это надо родителям, то пусть сами и учат ему детей. Однако это тупиковый путь. Если в городе национальная школа создана, то туда, как показывает практика, родители детей обычно и отдают. Но если такой школы нет, то ответственность за овладение родным языком полностью перекладывается на родителей ребенка.
У нас в обществе, к сожалению, установилось стереотипное мышление: если люди не стоят с плакатами и лозунгами в пикетах, то они всем довольны. Нет, проблема открытия национальных, в частности татарских, школ в регионах стоит очень остро. И такое полиэтничное государство, как Россия, не может не заботиться о ее решении. Будут школы – будут институты с родным языком обучения, будет и гарантированное сохранение языков народов России, развитие национальной культуры. Вспомним: еще лет двадцать назад в вузах нескольких крупных городов России готовили педагогов для татарских школ. И вузы Татарстана отправляли по распределению своих выпускников даже в самые дальние татарские деревни. Сегодня нет ни того, ни другого. А как же в этой ситуации поддерживать сотни татарских школ, скажем, в Тюменской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Астраханской и других областях? Вопрос обострился настолько, что эти школы сегодня влачат жалкое существование и постепенно переходят на полное русскоязычие.
С этой трудностью мы, кстати, раньше уже сталкивались. Искусственное выведение татарского языка из учебных программ школ привело к тому, что резко сократилось обучение на родном языке и использование его как исторической духовной ценности в жизни республики, да и по всей стране.
Надо сказать, Министерство образования РФ, его органы в регионах это явление созерцают равнодушно. Как быть? Кто должен взять на себя решение этих вопросов? Ответ пока не найден.
Но я оптимист. Сейчас по линии Всемирного конгресса татар мы ведем работу в этом направлении. В том, что в российских регионах, особенно в крупных городах, открываются татарские школы, культурные центры, библиотеки и многое другое, есть частица и нашего труда. Уверен, что постепенно эти вопросы все-таки будут улажены. Ведь удалось же в девяностых годах в Татарстане нормализовать ситуацию в этой сфере. Если помните, в Казани на пороге закрытия была последняя татарская школа. А сегодня их в городе сорок четыре.
Наша республика в последние годы славится стабильностью, толерантными отношениями различных этнических и конфессиональных общностей. Посмотрите, и татарский язык возрождается, хотя пока его трудно в полной мере, как это декларируется, назвать государственным. Но процесс идет, и слишком торопить его, пожалуй, не следует.
– Средства на строительство школ и создание культурных центров в регионах будет предоставлять наша республика?
– Нет, это деньги регионов, но в некоторых моментах мы помогаем, например, книгами, учебными пособиями, а также подготовкой кадров.
– А есть ли примеры, когда где-то уже выделяют средства на эти цели?
– Конечно. В Ульяновской, Самарской, Саратовской, Челябинской областях открылись татарские школы или вот-вот откроются. Такая работа идет в Москве, Ижевске, Димитровграде, Екатеринбурге. Вообще, понимание необходимости этого растет, хотя и не теми темпами, как хотелось бы.
– Ринат Зиннурович, что вы можете сказать о национальной идее, в чем она заключается для татарского народа?
– Национальная идея – это стержень сохранения и духовного развития любого народа. И, разумеется, такая идея у нас есть. Если бы ее не было, то сегодня не было бы тех процессов в татарском мире, которые идут повсеместно. В этом и заключается национальная идея, которая направлена на самосохранение, развитие нации. К тому же, напомню еще раз, татары – народ с тысячелетним опытом государственности. И у нас есть богатые традиции национальной общественной и философской мысли с древнейших времен. Центральным элементом здесь, безусловно, является идея национальной государственности. Вот почему мы должны беречь как зеницу ока свою государственность – Республику Татарстан. К сожалению, сегодня в Российской Федерации просматриваются тенденции, которые настораживают. Посмотрите, какие нечистоплотные приемы используются определенными политическими кругами. Кое-кто из скандальных политиков и политтехнологов предлагает упразднить национальные республики. Дескать, это приведет к всеобщему процветанию. Пробный шар запущен, создается впечатление, что общественность его проглотила, круги по поверхности разошлись и успокоились. Но, думаю, это обманчивое впечатление…
Федеральным властям следовало бы больше прислушиваться к мнению национальных республик, которые по Конституции самой России являются государствами и на сегодняшний день служат гарантом стабильности страны. Многонациональная Российская Федерация богата разнообразием народов и культур. Национальные республики привносят организующее начало в это многообразие. Разве можно это разрушать? Считаю, надо вовремя остужать иные горячие головы и не расшатывать межнациональное согласие и стабильность в стране.
– Какую бы роль в сохранении традиций и обычаев народа вы отвели религии, в частности исламу?
– Эту роль нельзя не признать, но я бы ее не абсолютизировал. Религия только одна из форм сохранения самобытности народа. Кроме ислама, есть ведь еще язык, литература, национальная музыка, народные традиции и обычаи. Именно они помогают нации самоидентифицироваться. Но в основе всего, подчеркиваю, – язык. В последнее время я много езжу по России. Если бы вы видели, как люди озабочены проблемой его сохранения! Многие с болью в душе говорят о том, что их дети не владеют татарским языком. А речь-то идет о второй по численности нации в России. Тогда каково в этой ситуации малочисленным народам страны?
Татары всегда принимали активное участие в строительстве Российского государства. Если сейчас эта часть населения будет забыта и отторжена, если и дальше будут пренебрегать нашими духовными потребностями, то тогда, конечно, может наступить разочарование. Однако в последнее время появились проблески надежды: нашим проблемам стали уделять больше внимания. Очень способствовала этому, конечно, встреча Президента Российской Федерации В.Путина с делегатами третьего съезда Всемирного конгресса татар.
– Ринат Зиннурович, из уст некоторых активистов национального движения нередко можно слышать термин “манкуртизация” при оценке сегодняшнего состояния татарского народа…
– В этом смысле термин “манкуртизация” я бы не употреблял. Во все времена были люди, которые с молоком матери впитывали национальные основы, но были и те, которые по разным причинам ко всему национальному равнодушны. Да, часть татар ассимилируется, это вполне объяснимый процесс. Однако сохранение нации зависит не от этого. Скорее, оно зависит от того, насколько пополнится наша элита, интеллигенция талантливыми людьми, нацеленными на сохранение родной культуры и языка.
– Вы говорите о проблемах ассимиляции. В Татарстане очень многие семьи – межнациональные, то есть дети, рожденные от этих браков, по сути не ощущают себя представителями конкретной нации.
– Но ведь бывает, что и в таких браках вырастают дети, владеющие родными языками обоих родителей.
Конечно, смешанные браки – реальность сегодняшней жизни, и проблем у них тоже немало. Однако мы не можем их просто взять и отменить. Люди встречаются, влюбляются, женятся по своему личному выбору. Но, я согласен, это плохо, когда дети, будучи жителями Татарстана, не владеют татарским языком, будь то семья межнациональная или моноэтническая.
Я рад, что в этом разговоре мы затронули очень актуальную и сложную проблему национального возрождения. И очевидно, что только усилиями актива национальных организаций ее не решить. Вот и наш Комитет Госсовета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам по мере сил и возможностей будет способствовать тому, чтобы человек любой национальности чувствовал себя в нашей республике комфортно, чтобы все наши народы имели возможность испытывать духовное родство, успешно развиваться на благо родного Татарстана.
Дина АРСЛАНОВА.
Фото Дамира Юсупова.