Стена безопасности или раздора

Ранним воскресным утром в центре Тель-Авива произошел кровавый теракт – в момент посадки пассажиров в автобус сработало радиоуправляемое взрывное устройство.

Автор статьи: Игорь КОТОВ

Ранним воскресным утром в центре Тель-Авива произошел кровавый теракт – в момент посадки пассажиров в автобус сработало радиоуправляемое взрывное устройство. Один человек погиб на месте, около 25 получили ранения. Менее чем через час после теракта ответственность за случившееся взяла на себя группировка “Бригады мучеников Аль-Аксы” – боевое крыло руководимой Ясиром Арафатом партии ФАТХ. В распространенном заявлении говорится, что взрыв был местью за смерть одного из лидеров “Бригад” – Наифа абу-Шарха, погибшего 27 июня в ходе антитеррористической операции израильских войск в Шхеме.


Взрыв произошел всего через два дня после того, как Международный суд в Гааге признал не соответствующим международному законодательству строительство израильтянами на границе с территориями автономии защитной стены. “Теракт в Тель-Авиве – это первый теракт, который совершен под эгидой безответственного решения Гаагского суда, – заявил на заседании правительства премьер-министр Израиля Ариэль Шарон. – Но пощечина, нанесенная в Гааге законному праву любого государства на борьбу с террором, не собьет нас с избранного пути. Мы решительно отклоняем рекомендации суда, в основе которых лежит только политический расчет”.


Чего же добивались палестинцы, обращаясь в Гаагский суд? В сущности, не многого. Они требуют свободы передвижения по своей стране. Сосем недавно того же требовала и Россия для своих сограждан, проживающих в Калининградской области. С одной существенной поправкой. Калининградцы ездят “на материк” по семейным, учебным, производственным делам, а также на отдых. А что нужно палестинцам в Израиле? Главным образом – работа. На самой территории автономии свирепствует безработица, и занятие себе там можно получить разве только на каком-нибудь подпольном заводике по сборке взрывных устройств. Ну и, конечно, далеко не каждый палестинец приходит на территорию Израиля для того, чтобы кого-нибудь там взорвать.


Видимо, из этих соображений и исходил суд, принимая решение о том, что строительство “стены безопасности” не соответствует нормам международного законодательства. Может быть, и не соответствует. Ну так ведь никого в мире столько не взрывали, как израильтян. Разве только россиян. Вот израильтяне и хотят, чтобы каждый приходящий к ним гость прошел пограничный контроль. Помнится, у нас тоже были некоторое время в ходу проекты по отделению горной Чечни и огорожению ее неким “санитарным кордоном”. Но ничего из этого не вышло, потому что денег у нас меньше, а территория, которую надо огородить, значительно больше. У израильтян получается. И с деньгами у них все в порядке, и на тех территориях, где стена уже построена, число террористических атак в несколько раз снижается. Этот аргумент будет посильнее десятка решений международного суда.


Да и не могут такие суды защищать своими решениями террористов на самом, можно сказать, пике международной борьбы с террором.


Взрыв возле старой автобусной станции ознаменовал конец относительного затишья в ходе интифады. Последний крупный теракт на территории Израиля был совершен 14 марта, когда прогремели два взрыва в порту Ашдода. Тель-Авив террористы обходили своим вниманием почти семь месяцев – с 15 декабря 2003 года, когда весьма схожий тер-акт был осуществлен в одном из его пригородов, Бней-Браке. Теперь даже нейтральные международные обозреватели отмечают, что палестинцам будет затруднительно отрицать вывод о существовании связи между израильской реакцией на гаагский вердикт и взрывом в Тель-Авиве. То есть, хотя и по косвенным признакам, можно отыскать связь между судебным установлением и возросшей активностью террористов.


В последней истории интересно еще и другое: если подтвердятся предварительные данные о том, что теракт был совершен не боевиком-самоубийцей, а с применением радиоуправляемого устройства, это, возможно, будет означать изменение почерка палестинского террора. До израильских спецслужб уже доходили сведения о том, что вербовщики из Хамас, “Исламского джихада” и “Бригад мучеников Аль-Аксы” испытывают в последнее время определенные трудности с поиском смертников. “Если подобная тенденция получит новые подтверждения, – говорят сотрудники спецслужб, – это, с одной стороны, будет говорить о том, что накал массовой антиизраильской истерии на территориях спадает, но, с другой стороны, поставит нас перед необходимостью обращать равно пристальное внимание и на потенциальных самоубийц, и на подозрительные предметы в многолюдных местах”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще