Формальная политическая власть в Ираке вчера была досрочно передана временному правительству страны. Глава американской администрации в Ираке Пол Бремер передал премьер-министру Ирака Айяду Алави пакет документов, в которых официально закреплена передача суверенитета иракскому правительству, а также письмо президента США Джорджа Буша, в котором содержится пожелание установить полные дипломатические отношения между США и Ираком. П.Бремер поставил свою подпись под документом о передаче власти в присутствии премьер-министра Ирака и передал документ главе верховного суда Мидхату аль-Махмуду, который, в свою очередь, отдал его президенту страны шейху Гхази аль-Явару. После этого президент выступил с краткой речью. “Это исторический и счастливый день для всех нас в Ираке. Это день, которого все иракцы ждали с нетерпением. В этот день мы возвращаем нашу страну в мировое сообщество”, – сказал он.
* * *
Ничего вроде бы особенного и не произошло. Первоначально официальная передача полномочий была запланирована на 30 июня. Какое, казалось бы, значение имеют два дня для исторического акта передачи власти в стране?
Вопрос о смысле передачи власти на два дня раньше запланированного срока несколько прояснил в понедельник находящийся в Стамбуле на саммите НАТО министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари. “Я думаю, мы бросим вызов этим террористам, преступникам, саддамистам и антидемократическим силам, перенеся дату передачи на более ранний срок”, – заявил он после встречи с британским премьер-министром Тони Блэром. По словам Зибари, одной из причин досрочной передачи власти стала нестабильная ситуация внутри Ирака, где в течение нескольких месяцев не прекращается шиитское восстание. Власти страны опасались, что повстанцы, а также террористы из “Аль-Каеды”, которые действуют и на территории Ирака, попытаются сорвать передачу полномочий временному правительству 30 июня, устроив теракты или провокации.
Отсюда следует, по меньшей мере, два вывода.
Во-первых, военно-политическая ситуация в стране такова, что гражданская администрация США вместе со всеми оккупационными силами и временное правительство страны вместе со всеми теми силами национальной безопасности, которые к настоящему времени были созданы, не способны эффективно пресекать действия боевиков. И, по сути дела, вынуждены корректировать свои планы в зависимости от возможной реакции на них политических и военных оппонентов. По-другому говоря, ни оккупационная, ни созданная ею местная власть ситуацию в стране не контролируют.
И, во-вторых, несмотря на отсутствие реального политического, военного и экономического контроля над страной, который, собственно, и является признаком победы, американцы спешат с передачей политической власти в стране национальной администрации, хотя бы и формально. Ведь фактически последняя резолюция СБ ООН по Ираку предусматривает свободные выборы в этой стране только не позднее 31 января 2005 года. До той поры в стране будут присутствовать международные силы, и, следовательно, говорить о реальном суверенитете пока преждевременно.
Толчком к решению о преждевременной передаче власти стала вспышка насилия, произошедшая в Ираке 24 – 25 июня. В эти дни, чуть ли не впервые в постсаддамовской истории Ирака, беспорядки в разных городах начались одновременно и скоординированно. 24 июня “суннитский треугольник” Ирака в течение шести часов находился в состоянии хаоса. Причем повстанцы и примкнувшие к ним люди пользовались весьма разнообразным арсеналом средств борьбы. В ход шли начиненные взрывчаткой автомобили, чемодан с бомбой, автоматическое оружие и приемы уличного боя. А самым кровавым этот день оказался для города Бакуба, расположенного к северо-востоку от Багдада. Рано утром неизвестные напали на американский патруль, обстреляв его из автоматического оружия и закидав гранатами. Два американских солдата были убиты, еще семеро ранены.
Пока в Бакубе сражались, в Мосуле взрывали. В 9 утра там одновременно взорвались три начиненных взрывчаткой автомобиля – возле полицейской академии, отделения местной полиции и возле здания больницы. Несколькими часами позже еще один взрыв произошел возле другого отделения полиции, а несколько полицейских патрулей подверглись нападениям. В результате терактов погибли 62 человека и более 200 были ранены. Для того чтобы остановить агрессию, американцам пришлось сбросить несколько бомб на мятежные города. Общее количество жертв 24 июня достигло 105 человек, более 300 человек были ранены.
Самое интересное, что иракские полицейские из “Бригады Фаллуджи”, формально управляющие городом, не только смотрят на происходящее сквозь пальцы, но вроде бы и активно сотрудничают с исламистами. Да и в других городах Ирака можно часто видеть, как полицейские братаются с повстанцами и отказываются в них стрелять. Это вполне характерно для того состояния, в котором находится иракская полиция накануне того, как ей предстоит стать главным гарантом безопасности в стране. Между тем теперь американцам придется делать все возможное, чтобы постепенно передать этим неподготовленным и дружественно настроенным по отношению к повстанцам полицейским многие функции, которые сейчас выполняет коалиционная армия.
Отсюда и вытекают главные вопросы повестки дня двух важнейших международных событий последних дней – саммитов ЕЭС – США в Ирландии и саммита НАТО в Турции. И тут и там участники согласились приложить максимум усилий по созданию к концу 2005 года собственных эффективных иракских сил безопасности. А заодно скостить стране внешний долг, который пока составляет 120 миллиардов долларов, и максимально содействовать экономическому восстановлению страны.
И до чего же все это напоминает ситуацию в Чечне! Та же неспособность подавить военное сопротивление, та же попытка опереться на местных коллаборационистов и те же экономические вливания с сомнительным исходом. А уж последняя атака террористов в Ингушетии 22 июня выглядит просто репетицией иракских событий, произошедших два дня спустя. Одна только разница – для всех “умиротворителей” Ирака эта страна – заграница. А для России Северный Кавказ – исконно своя территория.